"Быть «среди тех стран, что ведут проевропейскую интеграцию, а не тех, кто ждет и смотрит, что будет дальше», – пожелал Латвии президент Раймонд Вейонис в праздничной речи 18 ноября. То есть нынешняя роль бедной страны на северо-восточной окраине Европы - неприемлема. Но что мы знаем о будущем, что можем планировать, что прогнозировать и как достичь высокой цели, заявленной Вейонисом? - спрашивает Марис Кратуманис в "Неаткариге".
Для начала надо справиться с самыми опасными вызовами ближайшего десятилетия. И в первую очередь - печальной предвыборной кампании в Сейм, уже сейчас разращившейся руганью и пустыми обещаниями.
Политики как крысы перебегают из партии в партию, сходятся, расходятся и морочат голову электорату. Поэтому может получиться расколотый парламент, в котором масса народу "рядом не сядет..." друг с другом, и которому будет трудно создать сильное правительство.
Сейчас в экономике «хорошие времена». ВВП растет. Тут, правда, у очень многих может возникнуть вопрос: «Почему в моей жизни ничего не улучшается, а наоборот – зарплата старая, а цены все страшнее?». Это парадокс. Похоже, где-то что-то не так замечательно.
Еще год, два, три или пять экономика в мире и Латвии, возможно, будет расти, но существует такой закон, что когда-нибудь снова начнется рецессия. И рецессия еще не худшее – возможен и серьезный кризис. Потому что вся мировая экономика – это большой пузырь, которые держится на несостоявшихся сделках, и этих несостоявшихся сделок в несколько раз больше, чем реальных ресурсов, товаров и услуг.
Но почти весь распорядок дня политиков, по крайней мере, до следующей осени, будет посвящен не государственным проблемам, а ссорам и склокам – кто кому сильнее даст по морде. Как будто от этого самому лучше станет…
Все сильнее достается по сусалам и президенту, который пытается вести общество к продумыванию действий хотя бы на несколько ходов вперед. Даже на праздничной патриотической неделе были заметны пара атак в его сторону.
Политик Национального объединения Райвис Дзинтарс в агрессивном тоне обвинил президента: мол, тот виноват, что организованное Нацблоком факельное шествие к памятнику Свободы запретили. Но не президент и не Рижская дума наложили запрет. Это сделали из-за своих опасений структуры безопасности. Скорее всего, опасения были обоснованными – не столько из-за каких-то угроз террористов, которые в нашей стране пока что низкие, но из-за возможной давки.
Один большой поток людей вечером пойдет на набережную, а факельное шествие будет двигаться в противоположном направлении. Кто знает, что может случиться? Может получиться давка, кому-то оттопчут ноги, поломают ребра. Нужно ли это на празднике? И вообще не слишком красиво одной партии набивать себе имидж самой патриотичной, шествию которой все должны дать дорогу, скромно стоя на обочине. 18 ноября – праздник всей Латвии, а не только ВЛ-ТБ/ДННЛ.
Только что журналист ЛТВ Гунтис Боярс задал иезуитский риторический вопрос: «Вейонис президент или клоун?».
Скорее всего, у президента на той неделе было очень много дел. Возможно, не хватило ни сил, ни времени, а может, не было и желания участвовать в скучной передаче с говорящими головами? В последнее время как-то у многих возникает желание диктовать президенту, с кем встречаться, в чем участвовать, когда спать ложиться, а когда вставать.
Конечно, Латвия не тоталитарная страна, и президента тоже можно критиковать, но как минимум какая-то элементарная вежливость должна быть.
В начале нового столетия нужно все же вернуться на тропу нормальных взаимоотношений, дискутировать о проблемах, о их сути и не оскорблять высказывающих другое мнение. Издевательство и проявление собственной творческой выдумки в мелких укусах – не то, что нужно Латвии в 99-й и 100-й дни рождения.
Подумаем, как больше рожать и меньше умирать, как остановить отъезд людей из Латвии!
Иначе получится так, как предупреждает демограф Илмар Межс: если продолжать в том же духе, нас хватит еще только на 100 лет. И кто тогда в ноябре 2117 года будет петь «Dievs, svētī Latviju!»?