"Похоже, что до запланированных на будущий год муниципальных выборов основным полем политических битв станет здравоохранение, где проблемы копились годами, а сейчас их пытается решить по-разному оцениваемый министр Гунтис Белевич. Нечаянно сложилось так, что от него в значительной мере зависит политическое будущее Союза «зеленых» и крестьян (СЗК), потому что отрасль громко требует перемен, а в случае неудачи последствия для партии могут быть тяжелыми, - пишет обозреватель "Неаткариги" Бен Латковскис.
То, что Белевич – это слабое место партии, и, промахнувшись, он может пошатнуть если не правительство, то хотя бы рейтинг СЗК, сознают и конкуренты.
Поэтому любые действия министра встречают более или менее скрытое противодействие с их стороны. Это понимает и сам Белевич, и понимание, к сожалению, только усиливает его параноидальное умение всюду видеть заговоры, «заказы» и т.д., что объективно делает его еще уязвимее. Если ему все же удастся заметно улучшить ситуацию в отрасли, что на практике означает значительное увеличение финансирования, то это станет достижением, которое СЗК сможет записать в свой актив.
Уже сейчас можно предугадать, что будет написано на торпедах, выпускаемых конкурентами в направлении его планов. А написано будет – сначала пусть покажет структурные реформы, только потом поговорим о деньгах. С таким настроем можно было бы, теоретически, согласиться, если бы у фразы «структурные реформы» имелось какое-то осмысленное значение.
На практике это словосочетание уже давно превратилось в слово-паразит, которое бюрократы употребляют тогда, когда нечего сказать по делу. Так же, как малообразованные люди заполняют паузы в своей речи словами стихов Агнесе Криваде, так чиновники и политиканы, чтобы не молчать, призывают «структурные реформы».
Спрашивать, что означают эти «структурные реформы», примерно настолько же разумно, как спрашивать у местного алкаша с двухлитровкой пива в руках – «Эй, что значат все твои б…, п…, х…?». Да ничего не значат.
Политики, конечно, в отличие от алкоголика, умеют все объяснить красивыми, хоть и пустыми фразами, но суть объяснения – пусть все будут довольны, обходясь теми же прежними (малыми) средствами.
Мне тоже трудно удержаться от соблазна порассуждать о «структурных реформах», потому предложу свою версию. В Латвии есть как государственные, так и частные медицинские учреждения, например, «ARS», «Veselības centrs 4» и другие. По наблюдениям людей, в этих платных клиниках абсолютное большинство клиентов идет к врачам, не платя в кассе, а показывая страховой полис. Как подчеркнул президент Латвийского общества врачей Петерис Апинис, «в Латвии больше всего страхуют своих сотрудников государственные и муниципальные институции.
Если государственная институция – будь то Сейм, министерство, краевая дума или государственный вуз – страхуют своих работников, то на самом деле они тратят деньги налогоплательщиков». Иными словами, за заботу о здоровье работающих в государственных и муниципальных учреждениях платим мы все, считая пенсионеров, многодетных мамочек и получателей минимальной зарплаты, которые в магазине из каждого потраченного евро 21 цент платят в виде налогов (и это не считая остальных налогов).
Не слишком справедливо, если в стране раздельная медицина, где одним, чтобы они могли попасть к врачу и на обследования, не выстаивая долгие многомесячные очереди, надо платить из своего, зачастую не слишком набитого кармана, а других без лишнего ожидания лечат за деньги налогоплательщиков. Если уж мы строим государство на принципах честности и справедливости, то и система здравоохранения должна быть такой же.
Должна существовать оплаченная государством медицина для всех и частная медицина, где каждый платит из своего личного кошелька. И деньги, которые государственные и муниципальные учреждения сейчас платят частным страховым компаниям и частным клиникам, надо вычесть из финансирования этих учреждений на будущий год. Эти деньги должны остаться в госбюджете, и так здравоохранение удастся повернуть на общие рельсы.
Ясно, что в нашем обществе, поделенном на едоков салаки и едоков лосося, такая «структурная реформа» невозможна.
Скорее, возможна предложенная Банком Латвии: еще больше денег отнять у едоков салаки и отдать едокам лосося – частным страховщикам. Такая реформа полностью будет соответствовать латвийской социальной традиции, где, как поется в старой песне, кто бедный, тот и на кладбище пешком идет".