Комментарии в социальных сетях говорят о враждебном настрое людей: «Все, кто в долгу перед государством, объединяемся и идем в пикет к Сейму и СГД»; «Кто еще должен этому идиотскому государству?»; «Не подавитесь, твари?».
Многие боятся открыть декларацию, третьи спрашивают, можно ли как-то избежать уплаты долга по налогам (нельзя). Социальные сети кипят, а тут еще распространяются списки сотрудников СГД, которые тратят сотни тысяч на покупку недвижимости, получают огромные наследства или щедрые подарки.
Но в этой у СГД роль второго плана, она лишь исполнитель политики правительства и законов, принятых Сеймом законов. И праведный гнев (или благодарность некоторых, хотя о ней громко не говорят) нужно направить на авторов налоговой реформы.
Хотя и СГД могло бы лучше выполнять свою часть работы: нетрудно было спрогнозировать, что 1 марта ее сайт зависнет.
Надо сказать, что сама идея налоговой реформы была неплоха. Хотели как лучше, но вот получилось - как всегда.
Решили уменьшить неравенство и постановили: чем больше доходы, тем больше налогов надо платить, меньше доходы – меньше налогов. Если работник в год получает до 20 004 евро (в месяц до 1667 евро), ставка подоходного налога снижена – 20%, если больше – то к сумме свыше этой границы применяется 23% ПНН.
К получающим зарплату в 2000 евро могут сразу применять 23% ПНН, а проблемы с долгами могут быть у людей, которые получают доходы в разных местах. Только в конце года, когда сложат все доходы, может получиться, что сумма превышает эту границу, поэтому надо доплатить.
По идее, тут проблему мог бы решить работодатель, предупредив в начале года работников, запросив инофрмацию о доходах в других местах, и выбрать соответствующую ставку ПНН. Так что часть гнева работники могут обратить и на своих работодателей.
Но вопросы к политикам остаются. Почему вообще нужны дифференцированные налоги? Считается ли 1667 евро в месяц большой зарплатой? Является ли дифференцированный ПНН и повышение льгот за иждивенцев лучшим инструментом для уменьшения неравенства и бедности – многодетные семьи, несмотря многочисленные выданные им льготы, по-прежнему находятся в группе риска бедности. К тому же,
в результате налоговой реформы бедность не уменьшилась, наоборот, выросло налоговое бремя для людей с иждивенцами и получателей минимальной зарплаты.
Хорошая (на общем фоне) новость в том, что налоговые долги не придется платить сразу и немедленно – получатели больших зарплат могут это сделать до конца этого года, средних и малых зарплат – до конца следующего года. Только... не постучался бы к тому времени в дверь новый долг.