Мол, я очерняю, злопыхаю и клевещу. Мол, президент всего лишь призвал уважать латышский язык, всё остальное – якобы плод моего больного воображения...
Что ж, внесём ясность.
Итак, цитата: «Абсурдной является ситуация, что уровень использования государственного языка в обществе составляет 60%».
1. Что господин Левитс имел в виду, говоря об «использовании государственного языка в обществе»? Включается ли сюда официальное общение чиновников с жителями, общение потребителя с частным бизнесом, неформальное общение друзей и знакомых и т.п. – ведь понятие «общество» включает всё это и многое другое? Никаких подобных данных просто не существует. 60% - это хорошо известные данные ЦСУ и соцопросов о языке общения В СЕМЬЕ.
Следовательно, именно «слишком» активное использование «негосудаственных» языков в семье президент считает абсурдом, других логических объяснений просто нет. И именно язык общения в семьях президент считает необходимым изменить.
2. Таким образом, речь НЕ ИДЁТ об официальном использовании языка, которое регламентирует закон. Более того, речь НЕ ИДЁТ и о межэтническом общении, т.е. общении между латышами и нелатышами. Речь идёт именно о неформальном общении людей, принадлежащим к меньшинствам, между собой, в первую очередь в семье.
3. Почему я считаю намерение президента не просто антилиберальным и антидемократическим, но и весьма опасным?
В Латвии веками говорили на разных языках, и всегда люди это воспринимали как нечто нормальное и естественное. Относились к языковому разнообразию с пониманием, считали его богатством Латвии. И сейчас абсолютное большинство латышей считает естественным, что русские между собой говорят на своём языке. Сохраняются человеческие отношения, уровень «языковой толерантности» в обществе весьма высок, нет никакого «этнического конфликта».
И вот президент государства говорит: это абсурд, это плохо, не миритесь с тем, что русские между собой говорят по русски! То есть, по сути, провоцирует нетерпимость, углубляет раскол в обществе, подрывает гражданский мир в Латвии. Конечно, ради великой идеи, как всегда в истории...
Наше общее главное достижение за эти годы – несмотря ни на что, мы сумели избежать насилия, сохранить мир в Латвии. Маститые конфликтологи до сих пор удивляются – как вам это удалось, ведь и законодательство, и практика в области гражданства, языка, образования в Латвии куда жёстче, чем во многих других государствах региона, в которых гораздо более мягкие ограничения спровоцировали кровавые конфликты?
Но гражданский мир не гарантирован навсегда, как показала, например, «бронзовая ночь» в соседней Эстонии. И мне очень не нравится ситуация, когда первые лица государства подвергают наше главное достижение риску.