К тому, что объём кефира указывается не в литрах, а в килограммах, все уже привыкли. В одном кг примерно 970 мл. Но, например, пахта расфасована и по 900 г, и по 1 кг.
В Латвии также встречаются примеры «шринкфляции». Например, в пакете сока — 950 мл. Это совсем немного, но позволяет снизить цену — к тому же разница не очень заметна. Это не обман потребителя — всё указано на упаковке. Опрошенные журналистами покупатели говорят, что редко обращают внимание на подобные тонкости — скорее на цену. А вот в Институте агроресурсов и экономики — другая точка зрения.
«Все мы знаем сырки Kārums, которые когда-то были действительно большими — и, запив их чаем, можно было и поесть. Сейчас сырок такой маленький, что его называют «таблетками Kārums». Молоко объёмом 9/10 литра начали предлагать ещё литовцы. Упаковки творога у нас вообще бывают 258 граммов и 366 граммов. Масло больше не 200 граммов, шоколад больше не 100 граммов», — рассказала Ингуна Гулбе, глава Центра стимулирования рынка AREI.
Термину «шринкфляция» всего 5-7 лет — и его уже подумывают включить в официальный словарь Оксфорда. Но само явление появилось около века назад в США, говорит экономист Янис Приеде. Уменьшая размер батона хлеба, пекарни стремились компенсировать рост цен на сырьё. Но причины могут быть разные — дорогая рабочая сила, повышение налогов, снижение покупательской способности.
«Шринкфляция — во многом необходимый шаг. Но потребители на это смотрят по-разному, ведь и привычки — очень большая сила, многие чувствуют себя обманутыми — и вполне могут наказать производителя за это. Но можно сказать, что сейчас все эти игры с упаковкой переросли в свободу выбора», — считает Приеде.
Упаковки самого разного объема можно найти и у крупнейшего местного производителя молочных изделий Food Union. Те же йогурты — по 900 и 450 граммов. На предприятии говорят — нередко сама упаковка диктует условия, сколько йогурта туда можно налить. Но любые изменения объёма основаны на исследованиях.
«Наша новая линия Lakto — прежде чем приобрести новое оборудование и снизить вес на 50 граммов, было проведено большое исследование, где была фокусная группа. И они говорят, что у них всегда оставались 50 граммов, которые они не допивали. И им удобнее, чтобы было 400 — 450 грамм, но за меньшую цену», — отметила Илона Яроша, бренд-менеджер Food Union.
В ряде стран «шринкфляция» порой искажает показатели роста цен, т. к. при подсчёте уменьшение упаковки не берётся в расчёт. Но Латвийское управление статистики сравнивает цены за килограмм. Что, кстати экономисты советуют делать и покупателям — эта информация указана на каждом ценнике.
Зарубежные производители нередко маскируют свою продукцию под местную, тем самым вводя потребителей в заблуждение. И хотя на упаковке можно найти страну-производителя, латвийцы нередко попадаются на этот маркетинговый ход, ранее рассказал член правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Гунтис Гутманис.
В ходе опроса, проведенного SKDS, выяснилось, что только половина опрошенных способна отличить местные молочные продукты от импортных. Как правило, если покупатель видит на упаковке латышское название или национальную символику, то он принимает этот продукт за местный.