Автомобиль-«утопленник» с виду может выглядеть как конфетка: обшивку и сиденья сушат так, что ничего и под лупой не заметишь. Не даст полной картины и техническая проверка агрегатов. Но через полгода машина начнет неумолимо сыпаться. И процесс этот, словно распространение рака, не остановить.
«Утопление машины — это одна из самых плохих вещей, которая с машиной может случиться. При продаже ее, конечно, просушивают и, возможно, минимально что-то даже меняют. Но коррозия проявляется в течение какого-то времени, и проблемы могут проявляться по мере дальнейшей эксплуатации этой машины, через месяц, через полгода, через год-два… И проблемы эти, как правило, очень трудно диагностировать. И если даже это удается, то можно что-то заменить в одном месте, но когда проходит какое-то время, проблема появляется в другом, и опять, и опять… Это своего рода рак, с которым почти невозможно бороться», — объяснил «Домской» вице-президент Автоассоциации Ингус Рутиньш.
Каждый раз после серий наводнений в Европе на наш рынок попадают такие автомобили. Нынешний год — не исключение. Известно даже, откуда именно эти машины к нам могут приехать.
«У меня есть сведения об одном районе Германии — под Штутгартом. Но вероятность того, что машины оттуда попадут к нам — ничтожна. Кроме того, в Германии существует закон, обязывающий продавцов в договоре указывать, побывала ли машина под водой. Соблюдение серьезно контролируется, и если обнаруживается нарушение, судебные иски — очень серьезные», — заверил глава Ассоциации торговцев подержанными авто Угис Витолс.
А вот во Франции, которая тоже побывала под водой, все намного либеральнее. И риск нарваться на «утопленника» — куда выше: «В последнее время все больше машин в Латвию приходит из Франции и Бельгии. Там рынок автомобилей более либеральный, чем в Германии, и таких требований к процессу продажи там нет».
В категории риска — машины премиум-класса: сушить и реставрировать дешевые невыгодно. Так что если вам продают автомобиль, стоимостью в 50 тысяч евро за 35 тысяч, есть повод задуматься.
«На таких машинах можно больше всего заработать, даже имея в виду некоторые затраты на приведение их в порядок. Если машина новой стоит 50, 60, 70 тысяч, даже после расходов на приведение ее в косметический порядок, все равно даст возможность заработать — в отличие от машины, которая стоит в 2, 3 или 4 раза дешевле. Может быть, и с такими автомобилями это проделывают, но главный риск связан с премиум-сегментом», — заявил ЛР-4 Ингус Рутиньш.
Вычислить машину-утопленника сложно и без помощи профессионалов не обойтись. Государство же до сих пор не придумало механизмы, как обезопасить рынок.
В последнее время участники вторичного рынка стараются не иметь дела с «утопленниками», тем более что вторичный рынок в Латвии уже достаточно развит. Купить подмоченную машину можно либо у случайных продавцов, либо у частников. Следует учитывать и еще один момент: продавец сам не всегда в курсе «родословной» своего товара — настолько хорошо бывают подготовлены к продаже «утопленники».