«Мы начинали строить свой бизнес, в буквальном смысле, на табуретке…» История успеха основателей латвийской компании
Основатели компании Mile Logistics Алексей Медекша и Артем Скварковский — об особенностях профессии логиста, необычных грузах и о том, как найти баланс между дружбой и общим бизнесом.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какой путь проходит товар, прежде чем попасть на прилавок магазина? Правильно, вам об этом задумываться не нужно — для этого существуют логисты, люди, занимающиеся грузовыми перевозками по всему миру. Профессия эта существовала всегда, но ее название появилось сравнительно недавно, в Латвии — с начала 2000-х. Раньше этих людей называли экспедиторами. Алексей Медекша и Артем Скварковский в эту профессию пришли совсем молодыми людьми. Да им и сейчас еще немного лет — Алексею скоро исполнится 33, Артему 32. Между тем, их компания Mile Logistics на рынке уже шесть лет и 8 месяцев и за это время добилась больших успехов. Она берется за задачи любой сложности и предлагает своим клиентам самый широкий спектр услуг. Компания работает в основном на европейском и азиатском рынках, но может привезти что угодно откуда угодно — хоть снег из Антарктиды, хоть песок из Сахары.
Кажется, что слово “логистика” имеет какую-то связь со словом “логика”. Это так?
Артем: Если у них и есть какое-то родство, то весьма отдаленное. Семантика слова “логистика” восходит к Древней Греции, где оно означало “искусство счета” или “искусство вычисления”. Логистами там называли чиновников, которые контролировали хозяйство, торговлю и финансы. В современном мире под логистикой понимают науку управления материальными и информационными потоками. В частности — по организации грузоперевозок. Логист просчитывает, как товар из пункта А перевезти в пункт B — максимально выгодно, быстро и надежно. Но, конечно, без логики ему в этом деле не обойтись. Так что связь между этими словами все же существует.
А с чего все началось? Вы с детства мечтали возить грузы?
Алексей: У нас истории разные. Нет, о логистике я в детстве не мечтал — это занятие казалось мне довольно тривиальным и не слишком творческим. После школы я пошел в медицину, учился и уже успел поработать в этой области. Потом совершенно случайно получил опыт в организации пассажирских перевозок. Затем плавно перешел на грузовые, и эта сфера меня очень захватила... Я понял, что это мое призвание.
Артем: Я не знал, что такое логистика, до того момента, пока сам в нее не пришел. Большие грузовые машины, которые шли по улицам Риги, были для меня просто силуэтами, и я никогда не задумывался о том, что они что-то перевозят. Как никогда не задумывался над тем, откуда на прилавках магазинов появляются товары. В логистику я попал совершенно случайно. Мне было близко предпринимательство как таковое, и я искал способы заработка в самых разных сферах. И вот один из таких экспериментов оказался удачным…
Фото из личного архива Алексея Медекши
Вы основали бизнес вдвоем. Как это произошло?
Алексей: Мы дружили, много общались. Как-то встретились за обедом и стали обсуждать тему: почему бы нам не попробовать сделать что-то вместе? Мне тогда было 25 лет, Артему 24. Мы были юные, полные азарта и самых смелых идей. Это был прыжок в неизвестность. У нас же не было ни специального образования, ни какого-то опыта в сфере логистики. Приходилось идти эмпирическим путем, набивать свои собственные шишки.
Артем: Мы создали нашу компанию без какой-либо поддержки, без инвесторов. Начинали с азов — звонили клиентам и предлагали свои услуги. Старались, чтобы наше предложение было более привлекательным, чем у конкурентов, со всех точек зрения — и финансово, и по срокам, и по безопасности. С самого начала мы делали ставку на сервис, именно он стал нашим главным секретным оружием. И его мы совершенствуем до сих пор.
В чем преимущество вашей компании?
Алексей: Нас никогда не интересовали одноразовые контракты. Мы решили, что пусть заказчиков будет меньше, но зато они будут постоянными. И действительно, те клиенты, с которыми мы начали работать шесть лет назад, остаются с нами до сих пор, мы лишь пополняем их ряды. Для нас очень важна взаимная лояльность, мы с заботой относимся к каждому клиенту, к каждому грузу, к каждому конкретному заказу и очень ценим лояльное отношение наших клиентов к нам.
Артем: Думаю, наш успех еще и в том, что мы никогда не боялись браться за то, от чего другие отказывались, — например, за транспортировку дорогостоящих, крупногабаритных, хлопотных грузов. Мы — компания, которая готова решить задачу любой сложности. И чем она труднее, тем с большим энтузиазмом мы за нее беремся.
Вы занимаетесь грузоперевозками по суше, морю и воздуху. Какой вид транспорта используется чаще всего?
Артем: Около 80 процентов наших перевозок осуществляются наземным транспортом. Хотя во всем мире самый популярный способ доставки грузов — морской. Ведь самый крупный в мире экспортер — Китай — находится далеко и от Европы, и от США, поэтому грузы оттуда чаще всего идут по морю. Но дальше, из порта, их надо везти по суше.
Алексей: В логистике все очень динамично. Здесь каждый день, если не каждый час, что-то меняется: то на границах какие-то нововведения, то отношения между странами изменились. И хотя в глобальном масштабе, действительно, самый популярный сейчас способ доставки грузов — по морю, недавно ставки на него так выросли, что даже сухопутный путь из Китая стал дешевле, чем морской. В логистике много непредсказуемых вещей, но именно это делает нашу работу креативной, придает ей некий азарт, драйв.
С какими странами сложнее работать?
Артем: Я бы не стал так делить страны. Все зависит от конкретной задачи. Если кому-то сложно работать с определенной страной, то для нас это только плюс: значит, у нас там будет меньше конкурентов. А мы, я уверен, сможем договориться с кем угодно.
Фото из личного архива Артёма Скварковского
Самый необычный груз, который вам приходилось доставлять?
Алексей: Однажды везли на международную выставку в Италию статую. Вообще, мы часто возим выставочные грузы. Недавно доставляли в Ригу произведения искусства из парижского Лувра. Иногда приходится транспортировать прототипы новых легковых автомобилей, о которых мы не можем распространяться, — там засекреченная технология. Часто возим негабаритные грузы. Как-то раз пришлось даже передвигать столбы электропередач, чтобы машина смогла пройти, — везли оборудование для завода.
Самый дальний маршрут?
Артем: Если говорить об автоперевозках, то это путь из Португалии в Казахстан. А если говорить о мультимодальных — тех, в которых используются разные виды транспорта, — то это путь из Китая в Европу: частично морским путем, а дальше по суше.
Какие еще могут быть проблемы, связанные с транспортировкой груза?
Алексей: Проблемы обычно возникают по неопытности одной из сторон — либо отправителя, либо получателя. Главные сложности возникают на границе — из-за непонимания каких-то нюансов таможенного оформления. Проверка груза перед границей, провоз через границу, растаможка — все эти процессы мы готовы брать на себя, если клиент не хочет этим заниматься. И у нас таких клиентов достаточно много, потому что дело это весьма хлопотное.
Да и человеческий фактор никто не отменял…
Алексей: У нас в компании понятие “человеческий фактор” — табу. Для нас это означает, что человек снимает с себя ответственность, а мы противники такого отношения. Мы не можем себе позволить ошибаться и достаточно хорошо контролируем все процессы, чтобы никакой “человеческий фактор” не мог на них повлиять. Главное для нас — репутация компании, мы этим очень дорожим.
Могу предположить, что люди вашей профессии и в своей частной жизни тоже привыкли все контролировать.
Артем: Лично я ничего плохого в этом не вижу. Речь, конечно, не идет о том, что мы занимаемся слежкой за своими женами. Но в целом мы действительно контролируем свою жизнь так же, как контролируем рабочие процессы. Ведь вся наша жизнь состоит из проектов — ремонт квартиры, путешествие, какие-то покупки… Намного приятнее, когда ты все четко спланировал и застраховал себя от неожиданностей.
Алексей: Сам факт того, что мы занимаемся именно логистикой и достигли в этой сфере определенных успехов, многое говорит о наших характерах. Мы оба живем своим делом, и работа занимает значительную часть нашей жизни. Так что на личное остается не так уж много времени… Но тем более ценно оно для нас.
Наверное, эта профессия предполагает круглосуточное подключение?
Алексей: По неопытности так оно и было. Но сейчас нас по выходным больше не беспокоят. Когда человек говорит о том, что он работает круглые сутки, да еще и по выходным, то это, скорее всего, означает, что рабочие процессы выстроены неправильно. Или что этот человек для данной работы просто не подходит… Но это если речь идет об оперативной работе, так называемой текучке. Что же касается развития компании, то об этом я думаю постоянно — когда засыпаю, когда просыпаюсь и когда сплю.
Артем: Да, сны нам тоже снятся профессиональные.
Считается, что логистика — одна из немногих сфер, которая выиграла в период пандемии.
Алексей: Не могу сказать, что мы что-то выиграли, но явно и не проиграли. Товары нужны всегда, в любое время и в любые кризисы. Могу сказать одно: за время пандемии мы стали крепче, поскольку пришлось реагировать на новые вызовы. Знаю, что в транспортных компаниях сейчас большая проблема с водителями — они стареют, болеют, а молодежь в эту профессию идти не хочет, поскольку считает ее непрестижной. И это проблема не только Латвии, но и всей Европы. Но нас она не сильно задевает, поскольку мы не транспортная компания, у нас нет своего транспорта. Мы используем десятки, а то и сотни разных транспортных компаний для решения своих задач. Мы более гибкие — можем забрать груз в любое время в любой точке.
Фото из личного архива Артёма Скварковского
Ваша самая актуальная задача на сегодняшний день?
Алексей: Выстроить идеальную команду. В сентябре 2021 года мы серьезно занялись организационной структурой компании. Начали с того, что привели в офис дизайнера, и он нам придумал стильные и психологически комфортные интерьеры. Затем купили сотрудникам новую технику и мебель. Тут мы тоже не скупились: например, приобрели столы, которые можно поднимать и опускать. Хотелось продумать все до мелочей — чтобы каждому сотруднику на своем рабочем месте было максимально удобно.
Артем: Люди для нас — самое главное, поэтому мы заботимся об их здоровье, в том числе психоэмоциональном. Не знаю ни одной другой компании, у которой был бы корпоративный психолог. А у нас в компании он есть, и результаты его деятельности мы видим наглядно: микроклимат в коллективе значительно улучшился, создана крепкая команда, текучка кадров прекратилась. Наша цель — создать самую сильную компанию на рынке, укрепить профессиональный потенциал и избежать выгорания сотрудников.
А где вы берете кадры?
Алексей: Предпочитаем их выращивать. Мы начинаем сотрудничество с тремя латвийскими вузами — Институтом Транспорта и Связи, Рижским Технический Университетом и Балтийской Международной Академией. Берем на практику студентов, а потом трудоустраиваем лучших.
Как вы поощряете сотрудников?
Алексей: У нас большое количество бонусов, возможно, мы даже слегка разбаловали своих сотрудников. В частном бизнесе к людям часто относятся, как к расходному материалу, а у нас, наоборот, очень внимательное отношение к каждому человеку.
Как вы отдыхаете, восстанавливаетесь?
Алексей: Я родом из Лиепаи, и если раньше наведывался туда от силы пару раз в год, чтобы повидаться с родственниками, то в последнее время езжу постоянно. Город необычайно похорошел, и я заново в него влюбился. Это мое место силы.
Артем: У меня все достаточно традиционно: все свое свободное время, которого совсем немного, я провожу с семьей…
Фото из личного архива Алексея Медекши
Вы создали компанию вдвоем, вместе стоите у ее руля. Есть масса примеров того, как совместный бизнес разрушал дружбу или, наоборот, дружба негативно влияла на бизнес. Как вы находите этот баланс?
Алексей: Мы начали дружить задолго до того, как создали компанию. Но когда стали работать вместе, то в какой-то момент почувствовали, что отношения между нами должны быть сугубо деловыми, партнерскими. На работе мы много спорили — и, кстати, правильно делали, ведь благодаря этому наша компания стала такой сильной, — но выносить эти споры за двери офиса нам показалось неправильным. Поэтому мы разграничили рабочую и личную сферы.
Артем: Был вариант вне работы не говорить о работе, но, поскольку мы оба одержимы своим делом, это оказалось невозможно. Правда, в последнее время мы научились делегировать больше полномочий своим подчиненным и сейчас ищем максимально удобный для двоих вариант управления компанией.
Алексей: Для нас это очень важно — разработать стратегически верную структуру. Это даст четкое представление каждому — куда идти, к чему стремиться!
Статья подготовлена в сотрудничестве с Mile Logistics.