Министр обороны Артис Пабрикс ("Развитию/За!") начал с того, что идет "война против нас", поэтому надо делать все, чтобы защитить свою свободу, а не полагаться на жалость захватчиков или встречать их цветами.
"Мы предлагаем идти трудным, но правильным путем", — заявил министр. По его словам, уже через пять лет в Латвии будет 50 тысяч обученных патриотов. "У нас нет другого выбора".
Пабрикс сказал, что не хочет пережить то, что пришлось пережить его предкам — лагеря, или самому — унижения на улицах Риги, когда его язык называли "собачьим".
"Время не ждет, оно течет сквозь наши пальцы, — предупредил глава военного ведомства. — Нет ничего важней безопасности!"
Бывший министр обороны Раймондс Бергманис (Союз зеленых и крестьян) влил ложку дегтя в бочку меда — по его словам, обсуждение закона в сейме ведется некорректно, не выслушано критическое мнение парламентского Юридического бюро, не проводились должные консультации с социальными партнерами. В аннотации к законопроекту также указано, что он не относится к диаспоре, хотя призывать вроде бы обязаны всех латвийцев, где бы они ни проживали. Р. Бергманис также перечислил десяток законов, которые принимаются пакетом, но вообще не обсуждались на профильной комиссии. "Честь служить Латвии!" — закончил силач и воин.
"Все мы знаем, что враг объявил частичную мобилизацию, — упрекнул сомневающихся коллег "консервативный" Юрис Ранцанс. Глава Комиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции заявил, что дискуссии излишни: "У нас нет времени до Нового года!" Законы можно принять в том виде, в котором они написаны — а потом сделать исправления…
"Естественный враг"
Интересный поворот доставил Дидзис Шмитс (избран от KPV LV, ныне "Объединенный список") — он назвал Россию "естественным врагом" Латвии:
"Независимо от того, кто будет президентом, они всегда будут смотреть на нас как на потерянную территорию", — заявил бывший кандидат в президенты.
"Военная служба — самый лучший инструмент сплочения общества", — заявил практикующий земессарг, глава Комиссии по иностранным делам Рихардс Колс (Национальное объединения). "Да, будет трудно, возможно", — обратился он к молодежи ЛР. Однако государство развивается, и нужны реформы…
"Нами владела политическая воля", — вспоминал годы в Земессардзе 90–х бывший майор Айнарс Башкис ("Консервативные"), похвалившись тем, что устраивал бартер — шпроты на карабины и пулеметы.
Сергей Долгополов ("Согласие") порекомендовал депутатам задуматься — а мог бы Конгресс США внезапно принять закон об обязательной воинской службе? "Это не делает чести ни одному парламенту".