«Это началось совсем не в последнее время на самом-то деле. Примерно где-то 5-6 лет я действительно заметил, что вот есть такой феномен: что люди действительно опасаются высказываться по этнополитике. Причем, не просто люди, что называется, «с улицы», но даже эксперты,
то есть люди, которые написали книжки, люди, которые достаточно часто выступают по радио и вообще присутствуют в общественном пространстве», — поделился наблюдением В. Волков.
В качестве иллюстрации он привел свой опыт: несколько лет назад делал опрос по проблемам политической коммуникации и политики в национально- культурно-языковой сфере, и обратился с вопросами к ряду специалистов из разных сфер и получил ряд отказов. По его словам, люди отказывались в основном, ссылаясь на «сложную ситуацию» и нежелание высказывать мнение.
«А ведь вопросы были самые что ни на есть приглаженные! Ну, например, «Опишите, пожалуйста, латвийскую этнополитику». Я же не спрашиваю о вашем отношении к этнополитике! Нет! Просто опишите, есть ли у нас сформированная политика в сфере национальной идентичности. И вот на такие вопросы, которые, казалось бы, задаются без акцентирования, без привлечения субъективного мнения респондентов — даже на них люди отказывались отвечать несколько лет назад», — поделился гость передачи.
В этом году он проводил похожее исследование по заказу одной эстонской организации, которая хотела понять отношение представителей русскоязычной общины из разных сфер (в том числе науки, культуры и др) к государственной политике идентичности, и точно так же в Латвии и в Эстонии несколько человек отвечать отказались.
«Я еще раз подчеркиваю: это люди не «с улицы», это представители тех округов, которые присутствуют в публичном пространстве», — заметил собеседник Латвийского радио 4.
В целом же, считает ученый, коммуникация по вопросам этнополитики в Латвии или вообще не налажена, или носит фрагментарный характер.
«На мой взгляд, надо просто открыть эту коммуникацию. Сделать такие разговоры, по крайней мере, — у вас [на Латвийском радио 4] и не только у вас — постоянными. И нужна нормальная наука по этому вопросу, нормальные исследования. Потому что я заметил, что после того, как Латвия вступила в ЕС в 2004 году, исследования по этнополитической проблематике у нас практически сошли на нет. Конечно, есть немного, но по сравнению с 1990-и годами это обвал.
Вообще-то эти исследования для чего делались? Чтобы показать что Латвия готовы к вступлению с ЕС? Но разве мониторинг не нужно проводить?»—удивляется В. Волков.