Впрочем, министр напомнил о том, что в сентябре разгорелся скандал, когда несколько строительных фирм Латвии были уличены в картельном соглашении. Чтобы таких историй было меньше, рабочая группа министерства экономики разработала изменения в законах, которые увеличат прозрачность публичных закупок.
По словам министра, часто в публичных закупках требования пишутся таким образом, что круг потенциальных участников из-за определенных и специфических требований сужается. "В крупных госзакупках часто есть препятствия для участия иностранных предприятий, особенно это касается строительной сферы", - говорит министр.
Одно из предложений министерства, помимо разработки упрощенных материалов для всех отраслей, - привлечь к сотрудничеству самоуправления.
"Мы обнаружили, что в отдельных самоуправлениях есть такая практика, что они заинтересованы дать работу предприятиям своего края. При этом предприниматели из соседнего края могут предложить даже лучшие условия по закупкам, но они не выигрывают", - пояснил он.
Министр предлагает ввести ротацию в системе закупочных комиссий, привлекая независимых специалистов из различных организаций, а также консультантов для отдельных "сложных" закупок. "Также мы рассматриваем возможность централизации публичных закупок. Это может относиться, например, к закупке общественного транспорта. Часто бывает так, что при покупке одной-двух единиц общественного транспорта цены будут выше, чем при покупке, положим, ста единиц", - пояснил министр.
Немиро также рассказал о случаях, когда публичные закупки намеренно публикуются позже, чтобы снизить число возможных претендентов для участия. "Если мы хотим, чтобы зарубежные компании также принимали участие в конкурсах, нам надо будет переводить их на английский язык. Такая ситуация, например, будет, когда мы объявим конкурс на строительство Лиепайской тюрьмы. Мы намерены привлечь к участию и зарубежные фирмы, поэтому документацию переведем и на английский язык", - заключил он.
Намерен министр бороться и с ситуациями, когда компания, чтобы выиграть в конкурсе, намеренно занижает стоимость услуг, а потом, когда фактические работы уже сделаны, настаивает на большей цене.
Есть случаи, когда предприятие выигрывает закупку, не завершает объем работ до конца, а потом, поменяв название фирмы, спокойно участвует в новых закупках. Или бывают ситуации, когда предприятие единственное подает заявку за участие в конкурсе, и его предложение неадекватно дорогое. В отличие от неадекватно дешевого предложения дорогое не могут исключить из конкурса.
По словам Немиро, сейчас настал момент, когда сфера публичных закупок нуждается в срочном капитальном ремонте. "К сожалению, толерантность общества в Латвии к различного рода картелям и соглашениям очень большая. Однако надо рассказать обществу, почему это плохо. Важно также, чтобы претенденты на закупки не имели бы налоговых долгов перед государством. Часто этот момент можно обойти стороной, не подав вовремя налоговую декларацию.
Но когда предприниматель, не подавший декларацию, выигрывает в конкурсе и только потом уже подаёт декларацию, мы видим, что у него есть налоговые долги. Такого быть не должно. Нет налоговой декларации - нет участия в конкурсе". - сказал министр.
Ольга Князева.