Сейчас наличие водопровода в квартире кажется делом обыденным. А ведь еще каких–то 150 лет назад, чтобы напиться, приходилось идти к ближайшему колодцу и пить воду сомнительного качества. Зато некоторые индивидуумы, живущие в XXI веке, уже отказываются пользоваться благом цивилизации — мол, поставляемая в дома жидкость недостаточно прозрачна и отдает хлором. Этому поверию активно способствуют производители и торговцы бутилированной водой.
Хлор, железо и грязные трубы
Латвия может похвастаться обширными запасами пресной воды. У нас достаточно рек и озер, равно как и подземных горизонтов. И все–таки вода воде рознь. Ведь она является идеальным растворителем. Чаще всего в ней содержатся оксиды железа, а также марганец, аммиак, сульфаты и хлориды. От них и появляются посторонние запахи, накипь в чайнике и прочие неприятные вещи. К тому же жителям городов, в первую очередь Риги, приходится пожинать горькие плоды цивилизации. В черте латвийской столицы поверхностные грунтовые воды, по оценкам специалистов, малопригодны для питья. Ведь даже сейчас все 100% городских зданий не подключены к системе централизованной канализации. И человеческие фекалии просачиваются в почву, загрязняя воду. Добавьте к этому производственные загрязнения, в частности нефтепродукты, из–за чего, к примеру, в окрестностях Румбулы нельзя пользоваться колодцами. Даже на глубине вода тоже не всегда кристально чистая.
Жители Юрмалы, Вецаки, Царникавы и прочих прибрежных поселков вдоль Рижского залива, которые бурили скважины для своих домов, знают, как тяжело найти приемлемый водный горизонт. Но и в той же Юрмале, а также Елгаве вода в городском водопроводе до недавнего времени была желтого цвета из–за повышенного содержания железа. Не случайно, что после вступления Латвии в ЕС на реконструкцию водозаборов в городах и поселках были потрачены десятки миллионов евро.
Тем не менее вкусная и чистая вода в столице Латвии есть. Еще в начале ХХ века немецкий гидролог Адольф Тим обнаружил в окрестностях озера Мазайс Балтэзерс на глубине 16 метров неисчерпаемые запасы воды отменного качества. Пошел уже второй век, а Рига исправно пользуется этим источником. Когда–то в латвийской столице был еще один водозабор — из озера Югла. Но он был закрыт, так как источник оказался весьма загрязненным. Поэтому его заменил аналог из водохранилища Рижской ГЭС. Здесь вода черпается с глубины восемь метров.
Затем она подвергается очистке через систему угольных и биологических фильтров, очищающих муть и вредные вещества. Микробы убиваются озонированием. Кроме того, в процессе подготовки на станции в воду добавляют коагулянт — вещество, превращающее грязь в хлопья, которые потом легко задерживаются специальными устройствами. Установлено и оборудование для обезжелезивания. Ведь по действующим стандартам ЕС содержание железа в воде, подаваемой в трубы, не должно превышать 0,2 миллиграмма на литр. Что же касается добавок хлора, то они все–таки присутствуют. Это служит гарантией, что по пути к потребителю вода не наберет в трубах небезопасных микробов. Доза составляет до 0,3 миллиграмма на литр. Раньше было куда больше — до 1,2 мг. Конечно, данное вещество небезопасно для организма. Оно способно вызвать аллергию, способствовать обострению астмы. Но для этого надо выпить за один раз несколько литров хлорированной жидкости. Чтобы удалить вредные примеси, достаточно прокипятить воду либо дать ей некоторое время отстояться.
На предприятии Rīgas ūdens гарантируют, что вода, которая подается в трубы, безопасна для здоровья и отвечает всем санитарно–гигиеническим требованиям. Но пока она дойдет из Закюмуйжи или с острова Доле до Пурвциемса или Саркандаугавы, то может вобрать всю грязь, накопившуюся в трубах. Сантехники говорят, что стандартная стальная водопроводная труба дюймового сечения за 30 лет эксплуатации зарастает отложениями настолько, что сечение трубы составляет около пяти миллиметров. В музее рижского водопровода, что в Балтэзерсе, посетителям демонстрируют поперечный раздел магистральной трубы, которая полностью заросла отложениями. Что поделаешь, во всем виноват процесс коррозии. Его последствия хорошо видны, когда по каким–то причинам наблюдаются перепады давления в водопроводе и из крана начинает течь мутная жижа. Она–то и пугает привередливых потребителей, которые бегут в магазин за бутилированной водицей.
Маркетинговый ход
Несложно подсчитать, что питьевая вода в бутылке стоит примерно в 40 раз дороже жидкости из водопровода. Завидный бизнес! Не случайно в Латвии бутилированную воду предлагают 34 производителя. Добавьте к ним еще и импорт из других стран ЕС, прежде всего из Литвы и Эстонии. Однако сведения о местонахождении источника на этикетке встречаются далеко не всегда. Тем более что законодательство этого и не требует. Ведь по правилам Кабинета министров ЛР № 63, "питьевая вода — это подземная или наземная вода, которая в необработанном виде или после специальной обработки предназначена для употребления человеком в пищу, приготовления пищи, а также для использования в промышленности или торговле, независимо от способа доставки — по сетям водопровода или в фасованном виде, и отвечает определенным обязательным требованиям безвредности". Поэтому производителям никто не запрещает разливать жидкость из–под крана по бутылкам и отправлять в продажу под видом эксклюзива. Ведь даже Рижская дума не так давно решила было заняться подобным бизнесом, используя продукцию своего водозабора в Балтэзерсе. Указывать местонахождение водозабора или состав жидкости вовсе не обязательно. Бизнесмену только требуется зарегистрировать свою фирму в Продовольственно–ветеринарной службе в качестве производителя питьевой воды, а затем смело открывать кран городского водопровода и заполнять бутылки.
Но вот если вам предлагают родниковую воду — avotu ūdens, что указано на этикетке, то, согласно правилам КМ № 1130, ее должны добывать исключительно из поверхностного подземного источника (родника) и использовать только в натуральном виде без газирования или иных способов консервации. А на сам родник требуется получить паспорт в Латвийском агентстве среды, геологии и метеорологии. В нашей стране имеются только три производителя подобной продукции, реализующие товар в кулерах.
В третью категорию отведена природная минеральная вода Dabigais mineralūdens. Вот ее можно добывать из скважины, но с сохранением природной чистоты источника. Поэтому правила разрешают только удалить осадок через песочный фильтр или добавить диоксид углерода для получения газировки. Источники надо зарегистрировать в специальном реестре ЕС, а сам продукт — в Продовольственно–ветеринарной службе. То же самое относится и к изделиям, которые импортируются из–за пределов ЕС. Например, грузинская "Боржоми" или белорусская "Дарида" зарегистрированы в Латвии. Значит, их можно распространять и в Европе. Кстати, на сайте ПВС есть список разрешенных вод и их краткая характеристика.
Врачи рекомендуют употреблять 1,5–2 литра, то есть примерно 8 стаканов воды в день, Тогда организм работает в правильном режиме, очищается, восстанавливаетс
я. Недостаток воды влияет на баланс жидкости в крови, у таких людей повышен риск артериальных гипертензий, атеросклероза, коронарной болезни сердца. А у тех, кто пьет 5 и больше стаканов воды в день, риск сердечно–сосудистых заболеваний гораздо ниже: у мужчин — на 46%, а у женщин — на 59%. Пейте на здоровье!