В начале мая исполнился год первому рижскому частному музею Pavillon du Collectionneur, в экспозиции которого воссоздана жизнь рижан начала прошлого века. Впрочем, это не только история Риги, но и история одной семьи, которая вложила в создание музея всю свою любовь, свое знание и свое мастерство. Ведь жизнь Александры и Тамары Чудновских - дочери и мамы, основавших Pavillon du Collectionneur, базируется именно на этих трех китах.
Частный музей Pavillon du Collectionneur («Павильон коллекционера») открывался без помпы и шумных вечеринок. Александра понимала, что они не могут работать в режиме государственных музеев, открытых «от и до», поэтому решила, что посетить их музей можно будет только по предварительной записи. Выбранный формат, как ни странно, оказался весьма удачным. Будущие посетители, кому интересно, звонят сами или через гостиницы резервируют время.
Нет сутолоки, нет лишних людей. Кроме того, музей стал чем-то вроде места сбора интеллигентной тусовки, чем-то вроде дамского салона - формата, принятого в начале прошлого века. И, увы, таким забытым и утерянным в наше время. Вся надежда на то, что благодаря Pavillon du Collectionneur у него есть шанс возродиться...
От истоков
История музея милых сердцу безделиц - так называют Чудновские свое детище - начинается где-то в конце XIX века. Это не оговорка. Дело в том, что в основе экспозиции - частная коллекция мамы Александры - художницы и коллекционера Тамары Чудновской. Ведь именно с той семейной коллекции, пополняемой тремя поколениями, и родился музей.
Семья Чудновских, как глобальная паутина, раскинулась не только вдоль и поперек, но и вглубь веков. А так как родню не выбирают, Александре реально повезло (а может, было предначертано судьбой?), что не только ее прабабушки, но и прадедушки(!) уже тогда интересовались старинными предметами. Вот и получается, что коллекция предметов, выставленных в нынешнем музее, собиралась на протяжении нескольких поколений.
Только пара примеров. Одна из прабабушек Александры, Зелма Петровна КРОЛЕ, была весьма успешной портнихой в 1920-30-е годы. Ее бизнес, хотя такого слова тогда и не знали, заставлял Зелму жить между Ригой и Парижем.
Знаменитые французские парфюмерные флаконы, броши и, конечно, веера из страусовых перьев - эту часть коллекции, выставленной в музее, собирать начала именно она. Зелму любили, она была желанным гостей в любом светском обществе.
Сама Александра Бельцова, известная художница, заказывала у Зелмы не один наряд, а дружны они были вплоть до глубокой старости. Более того, первая кукла-статуэтка появилась в доме именно благодаря Зелме.
Прадед Александры Ян после окончания Гражданской войны в 1920-е годы вместе с семьей по долгу службы оказался в Крыму. Там на дворцовых распродажах - такой термин существовал в те времена, когда распродавалась то, что было экспроприировано ту богатых, - им (а не его женой!) были куплены весьма разные, но неизменно прекрасные бытовые вещицы.
Несмотря на то, что семью в последующие годы ожидали много переездов, лишений и потерь, арест главы семейства и его гибель, война и голод, некоторые из вещиц сохранились. Но не все: часть коллекционных предметов в голодные годы была обменяна на еду, что спасло жизнь членам семьи.
В роду у Александры есть еще одна линия с глубокими русскими корнями. Это линия отца. Недалеко от Москвы, в городе Иваново находился родовой дом, построенный в середине XIX века, в котором проживало не одно поколение и где чтились семейные традиции. К великому сожалению, в конце 80-х годов прошлого века в ходе строительного бума дом пошел под снос. Так часть сохраненных той семьей предметов оказалась в Риге.
Историй в семье очень много, и все их рассказать невозможно. Хотелось отметить, что бабушка Александры проработала в Музее Революции (сейчас Военный музей) главным хранителем фондов 25 лет и именно благодаря ей были сохранены все предметы уже на государственном уровне.
Художник, коллекционер и реставратор
Тамара Чудновская, мама Александры, с детства любила рисовать, поэтому родители, среди которых художников не было, заметив увлечение дочери, отдали ее в школу имени Яна Розенталя, окончив которую, она поступила в академию художеств.
Получив диплом, молодая художница занималась дизайном интерьеров, прикладной графикой и иллюстрировала детские книги и журналы. А в начале 1990-х годов она создала первую авторскую скульптурную куклу, которая и определила ее дальнейшую творческую судьбу.
Рабочие материалы, из которых создавались основы фигурок, в те годы были настолько некачественными и трудными для лепки, что над каждой деталью приходилось работать долгими часами, пытаясь создать уточненные формы. Журналы, книги и хорошее сырье для лепки авторской куклы доставались с большим трудом из-за границы, так что мастеру, по сути, приходилось заново изобретать велосипед из того, что было под рукой.
Нельзя сказать, что успех изначально сопутствовал Тамаре. Но, как это часто бывает, благодаря усердному труду и огромному желанию показать людям красоту под новым углом, ради чего, собственно говоря, организовывались выставка за выставкой не только в Латвии, но и в Европе, художница стала узнаваемой у поклонников авторской игрушки благодаря особому утонченному стилю, выделяющему ее среди других кукольников.
Сегодня работы латвийской художницы находятся в частных коллекциях по всему миру, среди которых и портретные куклы таких известных личностей, как Майя Михайловна Плисецкая, Марис Лиепа и другие. Конечно, работы Тамары есть и в Pavillon du Collectionneur.
Но не только так создавалась коллекция будущего музея. Посетители выставок, устраиваемых латвийской кукольницей, порой приносили ей в дар предметы, доставшиеся им в наследство. Правда, далеко не всегда эти вещи были в идеальном состоянии. Поначалу художница бережно складывала их в специальные коробки для хранения и оставляла на потом.
Но шло время, а то, что время губительно для старинных вещиц, Тамара знала еще с детства. И понимала, что их нужно привести в порядок, а чтобы это сделать, пришлось осваивать еще одну профессию - реставратора. Изучая литературу, методом проб мастерица научилась и этому. На сегодняшний день полученный опыт позволяет художнице проводить реставрационные работы любой сложности.
Коллекция разрасталась, и хранить ее в доме становилось сложно. Под свое крыло одну часть Тамариного собрания, связанного с историей детской игрушки с конца XIX века и до наших дней, в 2004 году принял Бауский музей, отведя для этого отдельные залы. Отныне в постоянной экспозиции музея представлено более 2000 экспонатов, собранных Тамарой Чудновской.
Преемственность поколений
Несмотря на то, что Александра, дочка Тамары, росла в окружении собранной ее семьей антикварной красоты, профессию она выбрала отнюдь не художественную. Международный бизнес, финансы и инвестиции ее интересовали куда больше, чем фарфоровые антикварные статуэтки и старинная живопись. Дисциплинированная и крайне ответственная девушка, не знающая слов «не получится», быстро добралась до вершины управления весьма крупной компании.
Вот только в отличие от мамы, которая не верит в озарения, у нее все случилось «однажды»: в один из дней, придя на работу, девушка поняла, что так больше продолжаться не может. В рамках, в которых она существовала, ей было тесно и даже по-своему неинтересно, тем более что максимальный ее уровень на тот момент уже был достигнут.
Наверное, в этот день заработали заложенные мамой гены. Оставив престижную работу, Александра решила уйти в свободное плавание и попробовать, что это такое, когда не нужно каждый день к девяти утра ездить в офис, но при этом зарабатывать просто необходимо. Далеко ходить не пришлось: на тот период у мамы шли несколько крупномасштабных международных проектов по организации выставок, поэтому, предложив свои навыки и умения в организации процессов, Саша подключилась к работе.
Отсчёт нового времени
После успешного проведения в Латвии международной выставки авторской куклы в Доме Черноголовых и получения почетной грамоты от музея как самой посещаемой выставке в 2009 году в Риге совместно с партнерами было принято решение открыть в Старой Риге эксклюзивный салон-галерею уникальных дизайнерских изделий и кукол ручной работы, а также хотелось создать место, где можно было бы проводить выставки, приглашать артистов, устраивать чаепития.
Умная и красивая Сашенька, свободно говорящая на русском, латышском, английском, немецком языках, довольно быстро влилась в общественную жизнь организации и стала желанным гостем в светском обществе. Но не в том, которое собирается на открытиях магазинов и ресторанов, а в настоящем, которое приглашают на вернисажи, театральные премьеры и дипломатические приемы. Международные командировки по Европе, налаживание дипломатических отношений в культурных сферах, обмен опытом открыл новые горизонты для Александры.
Но одно цепляется за другое. Все меняется, и Александра все-таки стала заглядывать в будущее. Окруженная старинными вещами (в Бауский музей ушла только коллекция кукол и игрушек в доме мамы), она задумалась о том, что рано или поздно нужно будет приоткрыть занавес, чтобы показывать другим те уникальные вещицы, которые собирались у них в семействе.
Показать не то, что они этим обладают, а научить других видеть прекрасное. Частично коллекция постоянно выставлялась в различных государственных музеях, но это все было в разных местах, а если все это собрать в одном месте...
Музею быть!
В 2016 году при осмотре сдаваемых в аренду помещений в престижном районе Риги одно сразу запало в душу Александре. Она восприняла это как сигнал о том, что пришло время брать все в свои руки и просто начинать делать. После семи лет вынашивания идеи о создании музея решение о подписании договора аренды было принято за один день. И процесс был запущен.
Только ввязавшись в новое дело, стоя в абсолютно голых стенах уже своего помещения, мама и дочка осознали весь «масштаб бедствия» и объем работы, которую им предстоит проделать: музей - это вам не галерея, офис или уютное кафе. У музеев есть свои законы и правила, по которым идет построение, и их нужно соблюдать.
За полгода неугомонный дуэт Чудновских сумел сделать то, что Александра задумала в голове. Этот период стал своеобразной оценкой на прочность их собственных отношений: никогда еще дочке с мамой не приходилось так плотно работать вместе. Это был их собственный эксперимент, показавший, что думают они абсолютно одинаково. Им даже решения той или иной задачи приходили не просто одинаковые - они приходили одновременно.
В мае 2016 года музей официально открыл свои двери. Понимание того, как правильно нужно выстраивать рабочий процесс и какой концепции придерживаться, пришло не сразу. Но Александру это нисколько не пугало, а даже наоборот - она стала приглашать на чай-кофе директоров турагентств, дипломатов, представителей посольств...
Во время презентаций музея Саша задавала всем один вопрос: «Какие ощущения вызывает у вас увиденное и услышанное?» Ответы были весьма разные, но при этом имели общую нить. Кто-то говорил: «У вас тут как в Париже», - а кто-то мог сказать: «Тут останавливается время, происходит погружение в прошлое, пускай и неизвестное нам, но оно могло быть таким».
Так в совместных разговорах и родилась концепция музея - салона, закрытого на ключ, то есть принимающего гостей по звонку. И как ни странно, при таком подходе у Александры всегда есть посетители, которым интересно не просто полюбоваться на милые сердцу старинные безделицы, но и услышать историю каждой из них.
Бывает, что посетители после экскурсии приходят в музей еще раз, но уже чтобы передать на хранение доставшуюся от предков свою частичку прекрасного прошлого в виде рюмочки, блюдца или старинной брошки, дополняя предметы интереснейшими рассказами...
Марина ДИАНОВА, редактор журнала Titanium, специально для «Субботы».