«К сотруднице СГД применена мера пресечения — запрет занимать должность. И сейчас она отстранена без сохранения заработной платы. Если она сама не изъявит пожелание покинуть СГД, мы оценим ее соответствие требованию о безупречной репутации», — сказала журналистам Яунземе.
По имеющейся у LTV неофициальной информации, один из участников сговора — бывший сотрудник СГД — сейчас работает в Минобороны. Там подтвердили, что один их специалист был недавно задержан, но сообщили, что неизвестно, связано ли это с делом о взятках в СГД. Ни обысков, ни изъятия вещественных доказательств в подразделении, где работает этот сотрудник, не проводилось.
СГД проинформировала общественность об инциденте в четверг — после того как суд в первой половине дня отправил под арест двоих подозреваемых, задержанных двумя днями ранее. Министр финансов Янис Рейрс («Новое Единство») считает — это поздно:
«На протяжении нескольких дней информация скрывалась от общественности. Первоначально была информация, что это попытаются подать как дело, связанное не с СГД, а с людьми вне СГД и организовавшими это дело вне СГД. Это — практика заметания мусора под коврик», — сказал политик.
Рейрс заявил, что это он убедил руководителя налоговой службы говорить об инциденте публично. Он резко раскритиковал Яунземе за регулярные, по его словам, попытки скрывать от общественности нарушения сотрудников фискальной службы:
«Замалчивались случаи о неточном оформлении экспортных деклараций на пограничном контрольно-пропускном пункте Терехово — есть подозрения, что больше 100 деклараций с приписками по экспорту. Проблемы с вывозом алкоголя на КПП Гребнево, с продажей топлива кораблям в свободном порту, не находящимся на территории Латвии.
Я ее почти каждый раз, когда происходили эти случаи, просил информировать общественность, но я понимаю, что просьбы больше не действуют, поэтому теперь это поручено приказом».
Яунземе категорически не согласилась с упреками Рейрса:
«Во всех случаях, когда были серьезные нарушения, СГД информировала общество. Так много, как на сегодня, не было сделано никогда. У нас крупнейшее во всем госуправлении число заведенных дисциплинарных дел — возможно, после полиции».
Это не первый случай, когда глава Минфина обратился против Яунземе — совсем недавно он инициировал служебную проверку в ее отношении, прозвучало в эфире LTV.