Известный российский писатель рассказал, как приучил своих детей к чтению.
Как мы уже сообщали, 5 декабря рижская библиотека имени Николая Задорнова, расположенная на знаменитой своими роскошными "югендстильными" домами улице Алберта, 4, отметила свой день рождения. Этот очаг русской культуры был открыт 5 декабря 2009 года — в честь 100–летия со дня рождения отца нашего известного юрмальского сатирика — русского советского писателя Николая Задорнова (1909–1992). На праздник Михаил Николаевич пригласил в Латвию своих друзей–литераторов, чтобы они могли встретиться с рижанами. Среди гостей оказался и молодой, 38–летний Захар Прилепин.
Народ в переполненном зальчике буквально завалил его вопросами. Отчет об этой встрече был опубликован в 51–м номере "7 секретов". В электронном виде со статьей можно познакомиться на нашем сайте: www.press.lv/article/257473. А сегодня, как мы и обещали, Захар Прилепин рассказывает о том, каким образом ему удалось привить своим четверым детям любовь к книге. Не секрет, что сегодня многие молодые люди перестали читать. Причем их не интересует любое чтение как таковое. Будь то книга, газета, журнал или Интернет. Последний они используют для того, чтобы початиться, скачать музыку и т.п.
— Да, у меня четверо детей и, как я всегда уточняю, от одной жены, — улыбнулся гость Риги. — Слава Богу, все мои дети читают. И читают много. Рецепт достаточно простой. Хотя поначалу все случилось как–то стихийно. Никакой задумки здесь не было и в помине. У нас в доме сломался телевизор. Это случилось еще 12 лет назад. Мы не стали его чинить, потому что были тогда совершенно нищими. Дети все рождались, а ящик так и стоял в нерабочем состоянии. Мы привыкли жить без него, и нас это совершенно не угнетало. Интернета тоже не было из–за отсутствия денег.
А что прикажете делать ребенку в квартире? Если нет современной техники, он непременно найдет ей "старинную" альтернативу. Кто–то начинает рисовать, кто–то еще чем–нибудь занимается. А поскольку наш дом полон книг, то наши дети стали ими интересоваться. Хотя это была уже вторая ступень. Во время первой они еще не могли сами читать. Нам с женой приходилось делать это за них. Аудиодисков и прочих носителей у нас тоже не было. Мы могли только что–то им почитать. Конечно, мультик про Волка, Зайца или Илью Муромца посмотреть интереснее.
Но если телик отсутствует как таковой, приходится включать свое воображение. Кроме того, начинают работать и другие факторы, в том числе тактильные ощущения от прикосновения к самой книге, родительскому плечу или щеке. Все это очень сильно воздействует на сознание ребенка. Когда он свою первую радость, свое первое удивление получает вместе с мамой и папой, это навсегда западает внутрь. Для него книга становится уже не случайной вещью, а чем–то сокровенным.
Увы, сейчас книжек у народа становится все меньше. Их часто воспринимают как пылесборники. Другое дело — компьютер. Обычно мы слышим такое оправдание: "Зачем мне эти горы книг, ведь миллионы томов классики можно найти в Интернете!" Но ведь ребенок, который растет в доме, где нет ни одной книги, а на столе стоит компьютер, никогда не полезет к нему, чтобы прочитать "миллионы томов классики". Он просто визуально не представляет, что это такое. Книги должны стоять у него на полочке. В нашей квартире несколько библиотек — у жены, у меня, у детей.
Очень важно, чтобы книжки мелькали перед глазами ребенка. Жюль Верн, Александр Грин и другие. Взял — полистал, почитал, перечитал. Дети должны жить в нормальном книжном пространстве. Интернет вносит какой–то хаос. Конечно, миллион томов не поставишь. А вот самые любимые издания наверняка уместятся в любой квартире, даже самой маленькой… Знаете, недавно я купил сыну хороший айфон, чтобы он тоже был социализирован. Но у него уже настолько выработалась привычка к чтению, что телефон так и не стал для него главной вещью. Это касается и других детей.
Когда я им звоню, они часто не отвечают. А все потому, что телефоны где–то валяются. У них это не предмет первой необходимости. Дети не пользуются телефонами без крайней надобности. И часто их где–то забывают, оставляют. К сожалению, мы видим ребят, которые, если им нечем заняться, начинают ковыряться, что–то нажимать. А все потому, что в детстве у них не было других альтернатив. Они привыкли не читать, а общаться с клавиатурой, с мышкой. Когда мы, наконец, провели Интернет, подключили кабельное телевидение, дети пощелкали все эти десятки каналов, но не более того.
Теперь и телевизионный пульт валяется без присмотра. Они не смогли вовремя прикипеть к ящику. Его никто особо и не включает. В противном случае его нужно было устанавливать везде — на кухне, в спальне и в других местах. Не секрет, что часто так и бывает. Причем нередко телевизоры везде работают целыми днями напролет. В такой обстановке ребенок никогда не научиться читать. Ему проще застыть перед "ящиком" в детской. Потом перейти в гостиную и застыть там. Затем сесть за компьютер и там "затупить".
Часто говорят, что школа отбивает любовь к классике. Ерунда! Классику непременно нужно преподавать. И даже навязывать — иного пути нет. Потому что после школы молодой человек ее уже нигде и никогда не прочитает. Это моя претензия к неолибералам. Они верят в самосознание человека. Они считают, что все люди по природе своей хорошие и всегда сами сделают правильный и высокий выбор. Нет, многие так не поступают. Они часто делают гнилой, дурной и хитрый выбор, который их не развивает, а деградирует. Они поступают подло с большим удовольствием, чем повышают свой интеллект.
Да, после школы 85 процентов выпускников не читают классику. Но абсурдно думать, что, если бы их не заставляли, они вышли из школы и, став крестьянами и рабочими, вдруг стали это делать. Когда я служил в ОМОНе, где был командиром отделения, то поначалу не популяризировал свою любовь к книге. Я не хотел, чтобы меня воспринимали как маниакального читателя. Но когда я занял определенный статус, то стал поднимать в разговорах различные интеллектуальные темы, в том числе даже сугубо литературные. Ведь я был командиром своего подразделения. А это уже другой статус. Им положено реагировать на мои слова.
Помню, мы выехали в автобусе. Остановились в центре города. Вокруг сидят здоровые мужики — с мощными шеями, могучими мышцами. И тут я "вбросил" что–то про Достоевского. Медленно начали обсуждать. Постепенно разговор потек уже быстрее. И в конце–концов он увлек всех. Да, их заставляли читать. Все эти школьные знания были сложены где–то в головах. А тут они вдруг оказались востребованными. Вспомнили Есенина и других классиков. А позже ко мне стали обращаться за советом: мол, чего моему ребенку посоветуешь прочитать? У другого жена в роддоме лежала беременная. Попросили передать ей хорошую книжку…
* * *
В заключительной беседе, которая будет опубликована в одном из ближайших номеров "7 секретов", гость Риги выскажет свое мнение о современной русской литературе. Не пропустите!
Наша справка
Захар Прилепин родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области в семье учителя и медсестры. Трудовую деятельность начал в 16 лет. Закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и Школу публичной политики. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. Автор романов "Патологии", "Санькя", "Грех", "Черная обезьяна" и других. Его часто называют лучшим молодым писателем в современной России.
Михаил ЗАДОРИН.