…Пятнистая дама, прижимая руки к груди, с надеждой глядела на Филиппа Филипповича. Тот важно нахмурился и, сев за стол, что-то записал.
— Я вам, сударыня, вставлю яичники обезьяны, — объявил он и посмотрел строго.
— Ах, профессор, неужели обезьяны?
— Да, — непреклонно ответил Филипп Филиппович».
Кого имел в виду Булгаков?
Профессор Преображенский из романа «Собачье сердце» зарабатывал тем, что вживлял немолодым состоятельным господам половые железы обезьян, а дамам — яичники самок приматов. В результате богатеи переживали вторую сексуальную молодость и щедро одаривали «кудесника» денежными знаками. Пес Шарик, наблюдая за клиентурой Филиппа Филипповича, сделал вывод: «Похабная квартирка».
Литературоведы называют целый ряд фигур, которые послужили Михаилу Булгакову в качестве прототипов для его героя. Но, пожалуй, только один из них обрел мировую известность, зарабатывая на том же, на чем и Филипп Филиппович. Самуила Воронова называли «гением», «человеком, подарившим людям вечную молодость»… А затем объявили шарлатаном и даже… виновником эпидемии СПИДа.
Самуил появился на свет в Тамбовской губернии в семье Абрама Вениаминовича Воронова, бывшего «николаевского солдата», получившего техническое образование и трудившегося на винокуренном производстве. Он с юных лет проявлял интерес к медицине, мечтая о славе и богатстве. Однако в царской России того времени евреев не жаловали, и в возрасте 18 лет выпускник реального училища эмигрировал во Францию.
Сержу Вороноффу, как звали его на французский манер, повезло. Еще во время учебы на медицинском факультете он был приглашен в качестве ассистента в лабораторию известного ученого Шарля Броун-Секара, практиковавшего подкожные впрыскивания человеку водного настоя свежих яичек морских свинок и собак. Впрочем, своим учителем Воронов считал другого француза: Алексиса Карреля, удостоенного Нобелевской премии по физиологии и медицине «за признание работы по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов».
Карикатура Сержа Самюэля Воронова.
Султан и его евнухи
Получив диплом доктора медицины и французский паспорт, молодой медик принял предложение стать личным лечащим врачом вице-султана Египта.
Платили египтяне Воронову щедро, к тому же у него оставалось немало времени для научной деятельности. Он изучал последствия кастрации у евнухов, исследуя изменения, происходящие в организме в результате этой операции. Воронов был убежден, что трансплантация желез животных людям может способствовать их омоложению. Врач полагал, что эксперименты, начатые Броун-Секаром, имели верное направление, однако для настоящего прорыва необходимо сделать еще несколько решительных шагов вперед.
В 1910 году завершился египетский контракт, и ученый, вернувшийся во Францию, получил место заведующего лабораторией экспериментальной хирургии и физиологии в Коллеж де Франс.
«Сенсационное открытие»
Воронов приступил к экспериментам. Начинал он с пересадок щитовидной железы шимпанзе людям с заболеваниями этого органа. И вскоре российский журнал «Искра» с восторгом писал об успехе уроженца России: «Сенсационное открытие. Во французской медицинской академии наш соотечественник, доктор Сергей Воронов, сделал сенсационное сообщение об операции, произведенной им в его клинике над 14-летним мальчиком-идиотом. С шестилетнего возраста умственное развитие этого мальчика остановилось, причем явно обозначались все признаки ненормальности и кретинизма: потухший взгляд, тупость и непонимание самых обыкновенных вещей. Воронов сделал этому мальчику прививку зобной железы обезьяны. Успех превзошел ожидания. У мальчика ожил взгляд, появились умственные способности, понятливость, любознательность. Доктор Воронов — бывший сотрудник Карреля».
14-летний мальчик после прививки щитовидной железы обезьяны и тот же мальчик в возрасте 15 лет. Из книги Сергея Воронова «Жизнь. Изучение способов восстановления» (1920).
Но гораздо больше публику взволновали опыты с яичками. Сначала Воронов экспериментировал на животных, пересаживая элементы яичек молодых особей в мошонку к старым. В результате пожилые быки и бараны «молодели» и проявляли необычайную сексуальную активность. 12 июня 1920 года Самуил Воронов впервые опробовал свой метод на человеке. Пациенту в мошонку были пересажены тонкие срезы яичек от шимпанзе. Обезьяньи ткани успешно прижились, и вскоре пациент принялся терроризировать молоденьких красавиц, поражая их своей мужской силой.
«Чудотворец»
После трех лет экспериментов Воронов выступил с докладом на международном хирургическом конгрессе в Лондоне. Сотни коллег рукоплескали ему, называя открытие историческим.
В клинику Воронова выстроились длинные очереди из страждущих богачей: политиков, промышленников, звезд кино. Выпущенная им в 1925 году книга «Омоложение прививанием» стала научным руководством для сотен медиков во всем мире.
Спрос на «омоложение» по методу Воронова был таков, что он даже создал собственный обезьяний питомник, в котором держал «производителей» материала для пересадок.
Он невероятно разбогател, и сам превратился в звезду, которую считали за честь пригласить к себе сильные мира сего. О «железах обезьяны» в 1920-х годах говорили не меньше, чем впоследствии о виагре. До наших времен дошел алкогольный коктейль под названием «Железы обезьяны». Модным сувениром того времени была пепельница в виде обезьяны, прикрывающей лапами свои гениталии, на которую была нанесена надпись: «Нет, Воронофф, меня не возьмёшь!»
Сам ученый на достигнутом не останавливался и проводил эксперименты по пересадке обезьяньих яичников женщинам. При этом Воронов настаивал: повышенная сексуальная активность является лишь побочным эффектом, а главный результат заключается в омоложении организма. А в перспективе с помощью этого метода можно добиться и бессмертия.
«Аферист» и «лжеученый»?
«Культ Воронова» закончился так же быстро, как и начался. Вскоре стало известно, что первые пациенты экспериментатора стали умирать. Нет, не от пересадки, а от преклонного возраста. «Омоложение» оказалось иллюзией. Те же, кто был еще жив, сообщали, что прилив сексуальных сил продолжался очень недолго и все быстро возвращалось на круги своя. Вчерашнего кумира объявили «шарлатаном» и «аферистом». Под давлением общественности Воронову пришлось свернуть свою медицинскую практику. Коллеги, еще недавно называвшие методику экспериментатора гениальной, теперь именовали его «знахарем» и «лжеученым». Умер Самуил Воронов в 1951 году в Швейцарии из-за осложнений, возникших после перелома ноги.
А спустя четыре десятка лет вокруг имени ученого снова закипели страсти. Одни специалисты заговорили о том, что Воронов опередил свое время и нащупал направление исследований, которое сегодня считается перспективным в борьбе с возрастными заболеваниями. Других осенило: СПИД-то, согласно распространенной версии, пришел к людям от обезьян. Но как именно это произошло? Так ведь во всем виноват лжеученый Воронов, своими «пересадками желез» выпустивший джинна из бутылки.
Так кем же был прототип профессора Преображенского: великим гением или безумным ученым? Кажется, однозначный ответ на этот вопрос могут дать только обезьяны. Но их, как и во времена доктора Воронова, никто не спрашивает.
"Аргументы и факты".