Она улетала на далекий архипелаг в Индийском океане на месяц -- для смены обстановки, а задержалась там на два года. Работает поваром, круглый год ходит босиком, занимается дайвингом и познает свое истинное "я".
У кого из нас не возникало иногда жгучее желание -- все бросить и умотать куда-нибудь на край света? Такие порывы быстро гаснут, и рассудительность берет верх. Но бывают минуты, когда жить по-старому невмоготу, и тогда человек пакует чемоданы и отправляется в неведомое.
Рижанка Дина Анисимова однажды так и поступила. Но этому решению предшествовал довольно извилистый жизненный путь. Семь лет в журналистике, работа барменом, издание популярного журнала, менеджмент в латвийских компаниях, параллельно учеба на лидерских программах, тренингах, курсах по психологии, бизнес-консультирование, а в личной жизни -- замужество, рождение сына, развод и поиски себя...
Из «Бизнес-шанса» в собственный бизнес
Дина Анисимова прошла хорошую журналистскую школу в газете «Бизнес-шанс», где готовила приложение «Отдыхай». Когда переросла эти рамки, задумала сама издавать журнал для родителей «Детки».
-- Я не боюсь принимать решения и учу этому других. Когда принято решение, инструменты находятся в дороге...
Инструмент нашелся -- курс «Как создать свой бизнес» в Клубе деловых женщин. После него Дина Анисимова твердо поверила в успех.
Ниша была выбрана удачно: на рынке периодики еще ничего толкового детской тематики тогда не было. А Интернет еще не вошел в каждый дом. Ее проект быстро набирал обороты. Тиражи росли, вокруг журнала собралась хорошая команда волонтеров. Но в семье возникла непредвиденная драматическая ситуация, которая вынудила ее уйти из бизнеса.
Сколько можно заниматься другими?
Спустя год она вернулась к активной работе. Но снова сменила амплуа. Стала директором салона красоты. В свободные дни летала в Россию -- консультировать предпринимателей.
-- Там европейский опыт построения бизнеса был востребован. И деньги платили приличные. Но было ощущение, что со мной что-то не так. Вроде я такая классная, помогаю другим, деньги приходили, но не задерживались. Меня это тогда раздражало. Это сейчас я не беспокоюсь: нет денег в кошельке -- ну, значит, будут. Потому что я знаю, как и где их взять.
А тогда я жила в непрерывном напряжении. Занимаясь другими, я совершенно не занималась собой. Я как бы жила все время за других людей, а собственной жизни у меня и не было. К тому же весила я тогда 120 кг и испытывала сильный дискомфорт...
А доконала Дину работа креативным директором в одном крупном медицинском центре -- с семи утра до одиннадцати вечера.
-- У меня был там маленький кабинетик, в котором я буквально жила. А в больших компаниях быстрых результатов не видишь. Работаешь месяц за месяцем, вкладываешь столько сил -- и сплошные разочарования...
Окончательно выбил ее из колеи пожар -- он случился в поликлинике, где был ее кабинет. Она поняла, что больше не хочет утром ехать на работу. В этот момент у нее в машине раздался телефонный звонок: старый друг сообщил, что открыл дайвинг-центр на Мальдивах, на крохотном острове Тодду.
-- А я как раз дайвер. Он пригласил: прилетай, поныряешь, займешься имиджем клуба, а то у меня сарай сараем...
Она ни минуты не раздумывала. Взяла отпуск и улетела.
Остановиться, оглянуться...
-- На Тодду я нашла то место, где я могу жить для себя. Не для кого-то, а именно для себя. Я ведь даже во время отпусков занималась другими: мамой, бабушкой, сыном, тетей, работой, проблемами друзей... Некогда было сосредоточиться и подумать, а чего же ты сама хочешь в жизни. Уезжаешь на неделю на тренинг или в ретрит, возвращаешься и опять вклиниваешься в тот же поток и уже через три дня опять думаешь, как заработать еще.
А на острове все по-другому. Все знания, имеющие ценность у нас в Риге, там, как правило, ничего не значат. Зато любая мелочь, которая у нас вообще не рассматривается как проблема, там большая головная боль. Для примера: я проткнула шину велосипеда. Чтобы ее поменять, мне нужно было заказать по Интернету в рижском магазине новую, найти туристов, которые как-то доставят ее в Мале, столицу Мальдив, и потом на наш остров.
К тому же я не знала английского. Вообще. С людьми на транслите переписывалась!..
А еще Дину достала местная кухня. Все острое и невкусное.
-- Через неделю на рис с тунцом уже смотреть не хотелось. Я стала привозить на остров картошку, свеклу, готовила для себя и наших дайверов борщи и другие привычные блюда...
Как придумать для себя рабочее место
Готовить и встречать гостей она всегда любила, всегда была радушной и хлебосольной хозяйкой. Решили с дайверами купить скороварку, а на острове хозтоваров не продают.
-- Надо ехать в столицу, найти трансфер в аэропорт Мале, иначе поездка обошлась бы 500-600 долларов, несколько дней ждать оказии, договариваться... На острове решение самых элементарных бытовых проблем требует большого терпения. Мы все-таки купили эту скороварку, и так я начала кормить всю нашу русскую дайвер-тусовку...
Отпуск пролетел, а уезжать не хотелось.
-- Решила придумать себе рабочее место. Пришла идея открыть ресторан для туристов. Но где найти инвесторов? Землю на Мальдивах купить нельзя. Привезти туда знакомых бизнесменов -- это подставить людей. Решила заинтересовать островитян: среди них много вполне состоятельных. Составила бизнес-план, нарисовала проект ресторана, разработала концепцию и вовлекла местных.
Мы открыли первый на Тодду ресторан с привычной для европейцев едой. Когда я приехала, на острове были два гостевых дома и маленькая забегаловка на пару пластиковых столиков. Когда через два года я уезжала в отпуск, на Тодду были уже 24 гостевых дома и десять ресторанов. В наш чаще всего ходят россияне. А я работаю поваром. Просто готовлю. Это физическая работа, абсолютно другая, нежели все, что я делала до сих пор. Я узнала себя новой.
Люди зациклены на том, что надо развлекаться, тусить, гоняются за впечатлениями. А на самом деле человек получает удовольствие, когда открывает в себе новую грань. Познавать внешний мир не так важно, как свой внутренний...
Перезагрузка сознания
Сейчас Дина рассматривает два контракта на Мальдивах на следующий год. В Ригу пока возвращаться не думает.
-- В Риге трудно жить, а не выживать, а на острове всякий приезжающий уже знает: здесь есть такая Дина, к которой надо пойти поесть и пообщаться. Люди привозят подарки, идеи, делятся личными проблемами, как с психологом. Куча людей в разных концах мира связываются со мной по скайпу, просят советов и по организации бизнеса, и по проблемам в личной жизни. Собираюсь завести свой блог...
Свободного времени у нее много. Иногда она путешествует с острова на остров на ночных грузовых паромах.
-- Билет стоит 5-10 долларов. Целый день изучаешь новый остров, ночью уезжаешь на другом пароме дальше...
Острова отличаются друг от друга. Тодду очень зеленый, местные выращивают папайю, маракуйю, баклажаны, огурцы. Весь островок -- два на два километра.
-- Когда стоишь посреди острова, видишь со всех сторон океан. И нет возможности от себя сбежать. Ни потрепаться по телефону с друзьями, ни в кафе посидеть, как в Риге. Старые связи постепенно отпадают: если нет общих дел, то как бы не о чем и говорить.
Посты на Facebook делаю для семьи. Она у меня большая и живет в разных уголках мира. Я ставлю фотку на своей ленте, и родные видят, что со мной все хорошо. И хотя у меня две с половиной тысячи контактов, они сузились до нескольких действительно близких людей. Мне просто не о чем говорить со знакомыми: рассвет и закат каждый день в одно и то же время, погода одна и та же, всегда солнечно и плюс 30, ситуации повторяются...
Каждый день ходим на дайв -- ну а что об этом говорить? Перестаешь быть интересен тем, кто живет другими заботами. Много времени провожу в медитациях, изобрела для себя любимую практику -- нечто похожее на флоатинг. Мальдивы -- это цепь атоллов, острова окружены коралловыми рифами, поэтому десять месяцев в году кроме июня и декабря, когда идут дожди, вода в лагунах как в бассейне. Полный штиль. Я ложусь на воду, она соленая -- держит тело, и реально проваливаюсь в состояние полусна. Уши под водой, звуков нет, концентрируясь на дыхании, на сердцебиении, слышишь только движение своей крови...
Место, где деньги не нужны
-- На Тодду температура воздуха круглый год плюс 30. Из одежды нужны только майки и шорты, ходишь целый день босиком. Из средств гигиены -- зубная паста, шампунь, бальзам. Из косметики -- только кокосовое масло. Все это обходится в 10-15 долларов в месяц. Жилье и питание предоставляет работодатель. Это реальное место, где деньги не нужны.
Зарплату -- 500 долларов -- мне тратить практически негде и не на что -- на острове всего два магазина. Того, что я зарабатываю, мне хватает на перелет в отпуск домой, на перелеты сына, который проводит у меня каникулы.
Самое важное для человека -- найти, где закрыть базовый уровень потребностей, чтобы была возможность для самопознания и роста. Пока мы на стадии выживания, мы не живем. А уровень выживания все время растет. И ты становишься потребителем, которого ведут потреблять. Я нашла другую модель на Мальдивах. Мне есть где жить и на что жить. А иметь сто тысяч на счету -- такой цели у меня нет. Зато я постоянно нахожусь в состоянии счастья просто от самого факта: я живу!..
О туземцах
-- Жители Мальдив -- мусульмане. Они производят на туристов впечатление очень приветливых, добродушных людей. Но когда живешь и работаешь с ними бок о бок, открываешь другие особенности национального характера. Пока ты с ними на дружеской ноге, покладист, соглашаешься с их правилами игры, то будешь чуть ли не членом их семьи.
Но при малейшем конфликте последует разворот в отношениях на 180 градусов. И никакого прощения! И никаких шансов договориться. Тем более если ты женщина, белая, без мужа...
Вообще, белые люди с нашим бизнес-подходом к жизни и торгово-бартерными ценностями туземцам не интересны. У жителей Мальдив нет зависимости от денег, для них самое главное -- семья, правила, устои... Но узнавать нравы и менталитет другого народа -- это всегда интересно...
Наталья СЕВИДОВА