Все добро, заработанное честным трудом, мужчины отдают своим сестрам или женам. Отчества детей образуются от имени матери, а не отца. После заключения брака мужчины отправляются жить к родственникам жены, то есть в дом своей тещи. Права голоса они также не имеют: все важные вопросы решает совет женщин, куда мужчинам хода нет.
С другой стороны, женщины здесь наделены и традиционной "мужской" ответственностью: получившая наследство младшая дочь обязана заботиться о престарелых родителях физически и материально, а разведенный муж не обязан помогать жене и ребенку алиментами — в случае расставания он просто уходит.
И хотя это описание напоминает гротеск, общество с такими устоями существует в реальности. Это племя кхаси, проживающее на северо-востоке Индии. Как мужчины мирились с таким существованием на протяжении веков? Наверное, так же, как и женщины в патриархальной традиции. До недавнего времени мужчин из этого клана выручал охотничий промысел. Охота позволяла им проводить значительную часть времени вне дома. Как-никак, они оставались добытчиками и притом были свободны практически от любой ответственности.
Но зверей в окрестных лесах становится все меньше, да и образ жизни племени постепенно меняется. Мужчин-кхаси перестало устраивать положение дел, и они создали первую в мире партию, которая выступает за равноправие сильного пола. Оппозиционеры жалуются, что отец не имеет никаких прав в семье, и не может в случае развода забрать у матери ребенка, даже если та плохо о нем заботится.
К тому же, отсутствие ответственности и бесправность в буквальном смысле убивают. "Мальчики не учатся в школе, мужчины принимают наркотики, пьют и редко доживают до 40 лет", — рассказал корреспонденту газеты Times представитель племени по имени Париат, лидер борцов за равноправие.
Удивительно, но женщины клана никак не поддерживают это стремление, несмотря на очевидную губительность таких порядков для мужской психики. Патрисия Муким, главный редактор местной газеты, считает, что мужчины племени преследуют сугубо прагматичные цели. По ее мнению, они просто мечтают стать законными наследниками семейного имущества.
"Да, наши предки постановили, что младшая дочь наследует имущество, потому что она помогает родителям и содержит их. Да, если мужчина уходит от жены, он не должен ей ничего платить. Но если он хочет помогать ей и нести ответственность, то никто ему в этом не мешает…", — заявила она. Словом, противостояние получилось нешуточным.
Есть и более гармоничный пример матрилинейного устройства общества. В китайской провинции Сычуань обитает племя мосо, с древних времен сохранившее весьма необычный уклад жизни. Глава семейного клана — женщина. Она же хозяйка в доме, лидер в общине и главный добытчик пропитания. Испокон веков одни женщины этого племени уходили в поле рано утром и возвращались поздно вечером, другие промышляли рыбной ловлей, третьи — пасли скот.
Много прав — много и обязанностей. Поговаривают даже, что в древности женщины-мосо знали и военное дело, а кое-кто из них разбойничал, отбирая товары у заезжих купцов… Мужчины их племени, как подобает слабому полу, заняты работой полегче: в торговле, ремеслах или сфере обслуживания.
В лексиконе мосо отсутствует слово "папа", равно как и слово "муж". Жить в семье женщины-матриарха могут лишь родственники-мужчины, а ребенок нередко не знает даже имени своего отца. Мужчина приходит к женщине на ночь, но на рассвете должен покинуть ее, иначе на него натравят дворовых псов. Воспитанием детей в основном занимаются братья матери. Удивительно, но при таких обычаях семьи мосо обычно многодетные.
Несмотря на ограничение рождаемости в Китае, женщины здесь заводят по три-четыре ребенка (правда, возможно это еще и из-за того, что мосо официально являются малым народом, а им по китайским законам можно иметь больше детей, чем представителям титульной нации).
Надо отметить, что у мужчин в племени мосо своя почетная и важная роль: они являются хранителями племени, заступниками перед богами и духами. Религия мосо — шаманизм, потому местные мужчины постоянно проводят ритуалы и молятся о благополучии семьи. Да и на племенном совете их голос не последний.
Откуда у мосо их необычные традиции, сказать сегодня не может никто. История этого народа затерялась в веках. Предполагается, что мосо, как и соседнее племя наси, являются потомками загадочного народа цянов, что кочевал когда-то по всему Китаю, а после осел в предгорьях Тибета.
"Уравновешенный" вариант матриархата существовал и во многих индейских племенах. У ирокезов, к примеру, женщины отвечали за духовное руководство племени и главенствовали в своей деревне, мужчины же отвечали за "внешнеполитические" отношения с другими племенами. Вождями были мужчины, но избирали его женщины-матери клана, они же могли при необходимости свергнуть лидера и назначить нового. Индейцы Аляски вели свою родословную по линии матери.
У индейцев северо-западного побережья Америки, таких как тлинкиты, права женщин чуть-чуть "опережали" права мужчин. Ребенок при рождении получал имя материнского рода, а в отрочестве ему давалось второе имя — по отцовскому роду, а жених при заключении брака отрабатывал у родителей невесты год или два, после чего молодые уходили в род мужа. Ученые считают, что именно таким образом в большинстве индейских племен матриархат через ряд переходных вариантов плавно сменился патриархатом.
Любопытно, но некоторые социологи полагают, что признаки матриархата наблюдались и в устройстве советского общества. К примеру, мужчины нередко жили вместе с родителями супруги, экономической жизнью семьи и имуществом чаще распоряжалась женщина, и от 90 до 99 процентов разводов сопровождались передачей ребенка матери.
rusday.com