С погодой не повезло. Как раз в день, намеченный для путешествия в северо–восточную часть Видземе, зарядил дождь. Видземское шоссе по мере приближения к эстонской границе становилось все пустыннее. Но и разогнаться на прямом отрезке пути не получалось.
Не хотелось рисковать на скользкой дороге, вдобавок здесь очень любят патрулировать экипажи дорожной полиции на нетрафарированных автомобилях. И вот справа показался долгожданный указатель на Алуксне, в прошлом Мариенбург.
Этому населенному пункту, некогда форпосту на восточной границе Ливонского ордена, не повезло. Построенное в XIX веке Псковское шоссе — дорога из Риги на Петербург — пролегло в 23 километрах от Мариенбурга. Во времена, когда путешествовали на гужевой тяге, это было как раз расстояние между станциями, где меняли лошадей.
Место облюбовали рыцари Ливонского ордена в XIV веке главным образом из–за озера с его островами. Краевед Евграф Чешихин в своем многотомном сочинении "История Ливонии с древнейших времен", вышедшем в 1884 году, упоминает великого магистра Ливонского ордена Бурхарда фон Дрейлебена, который 25 марта 1342 года, в день провозглашения Девы Марии, заложил на самом большом острове Пилссала крепость.
В свое время она была одной из самых больших в Ливонии. Помимо водной преграды, крепость окружали леса и болота. Отсюда рыцари могли нападать на российские земли и оборонять западные рубежи ордена. В честь Девы Марии местечко и было названо Мариенбургом. В древних русских летописях оно именовалось Алыст.
Собственно история Мариенбурга связана с бесчисленными войнами, которые продолжались вплоть до Северной войны, когда уже шведский гарнизон крепости 24 августа 1702 года после 20–дневной осады сдался русским войскам под командованием графа Бориса Шереметева.
Сейчас трудно представить, разглядывая заросшие уже пожухлой травой артефакты, представляющие собой развалины из скрепленного цементом красного булыжника, что здесь столкнулись в бою шведские пехотиницы в сине–желтых мундирах и русские солдаты в зеленых кафтанах. Для удобства туристов на остров теперь можно пройти по деревянному мосту, восстановленному десять лет назад.
На эти деньги построили Санкт–Петербург
Еще одним артефактом 300–летней давности является холм на берегу озера, как раз напротив Пилссалы. Местные краеведы утверждают, что русские солдаты с целью обустройства мест для орудийных батерей шапками таскали землю, чтобы подсыпать холм, который назывался TempLa kalns (Храмовая гора). Его украшает ротонда, построенная в 1807 году владельцем этих мест бароном фон Фитингофом в честь 100–летия Северной войны.
Согласно легенде, в эти места, которые в XIV веке были глухой окраиной Европы, перевезли свои сокровища рыцари ордена тамплиеров. Ведь орден был разгромлен в 1307 году, и большинство ценностей так и не нашли. Предание утверждает, что в эту глухомань прибыли десятки груженых подвод. Причем разгружались они в большой тайне.
Поговаривали, что сокровища были замурованы в основании замка. Как бы то ни было, но спустя 400 лет уже после сдачи крепости стены были взорваны. Русские обвинили в этом шведов.
Но именно как раз в те времена на историческую арену выходит Марта Самуиловна Скавронская, будущая русская императрица Екатерина I. По одной из версий, она родилась в семье крестьяина Самуила Скавронского под Кегумсом. Но ее родители умерли от чумы, и она была отдана в служанки пастору Эрнсту Йоганну Глюку. Он известен как автор первого перевода Нового Завета (в 1685 г.) и Ветхого Завета (в 1689 г.) с древнегреческого и древнееврейского языков на латышский.
Первое издание Библии на латышском языке вышло в свет в 1694 году. 17–летнюю Марту успели выдать замуж за шведского драгуна по имени Иоганн Крузе как раз накануне русского наступления на Мариенбург. Через день или два после свадьбы трубач Иоганн со своим полком отбыл на войну и, по распространенной версии, пропал без вести.
В доме у пастора Марта была поломойкой и приглянулась сначала Шереметеву, затем ее покровителем стал князь Меншиков, а после — и Петр I. И скромная поломойка стала русской императрицей Екатериной I.
Согласно легенде, это произошло не просто так. Хранители сокровищ тамплиеров передали все богатства Петру Великому в обмен на обязательство того пустить их на "благое дело". Договор же был скреплен обязательством женитьбы на представительнице тайного ордена. А деньги пошли на строительство Санкт–Петербурга.
Так ли это на самом деле, официальных подтверждений этой версии нет, разве что только название горы — Темпля.
От пастора Глюка в Алуксне остались два огромных дуба, которые он посадил в 1685 и 1689 годах, когда были переведены книги. Рядом с ними находится памятник — камень с надписью "Дубы Глюка. 1685–1689", которая символизирует время перевода Старого и Нового Завета.
В честь Александра I
Вся последующая история Алуксне, который статус города получил только в 1920 году, связана с баронами Фитингофами, ставшими владельцами этих мест. Они построили в 1863 году из известняка псевдоготический Новый дворец, сохранившийся до наших дней (сейчас здесь городской краеведческий музей), и обустроили красивейший парк.
Сохранились и некоторые малые архитектурные формы, в частности Александровский павильон. Он был возведен в честь еще одного русского императора — Александра I. Он здесь изволил пить чай во время своего визита в Лифляндию в 1822 году.
Наверное, дух Александра Благословенного все–таки присутствует в этих местах. Иначе отчего возле царской беседки неожиданно прекратился дождь и выглянуло солнышко, осветившее озерную гладь и подчеркнувшее величественное очарование древнего парка. И хотя сейчас трудно понять, каким он был в XIX веке во времена Фитингофов, но невольно чуствуешь себя древним варваром на обломках прежнего великолепия.
Ведь весь XX век комплекс только разрушался. Как и все усадьбы, правительство независимой Латвии в 1920 году национализировало особняк и баронские земли. Во времена первой независимости страны в Новом замке Алуксне был расположен 7–й Сигулдский полк пехотинцев. А во время Второй мировой войны в Пальмовом домике немецкая армия устроила концентрационный лагерь для советских военнопленных.
P. S. В наши дни в Алуксне проживает чуть более 8 тысяч жителей. Более–менее крупных предприятий здесь нет. На последних военных учениях Namejs 2018 городок стал местом, где отрабатывалась инсценировка нападения. В роли "зеленых человечков" выступили эстонские военнослужащие, а местных жителей просили сообщать о местах, где они находились. Горожане оказались сознательными и сообщили о незнакомцах куда следует.
Александр ФЕДОТОВ