Способности полководца это именно дар, не зря военное дело часто называют искусством. В нем много творческого начала, интуитивных решений. При несомненной необходимости владения военной наукой и техникой. Можно закончить 100500 академий, но оказаться полным бездарем в реальном сражении. Именно потому, что просто не дано.
У многих полководцев есть свой "Тулон", сражение, ярко демонстрирующее его дар и способствующее быстрому выдвижению. Для Жукова "тулоном" стал Халхин-Гол. Здесь Жуков проявил себя как решительный полководец, умеющих налаживать управление войсками и принимать своевременные решения. Привычка "быть впереди" она полезная. Командовавший 57-м корпусом Н.В. Фекленко был вынужден находиться вдали от района боев, т.к. по требованию К.Е. Ворошилова ему приходилось 2-3 раза в день выходить на прямую связь с Москвой.
Ближайшая точка связи находилась в Хамар-Даба; Г.К. Жуков, вступив в командование 57-м корпусом, заставил дотянуть "московскую" линию в район боевых действий до Тамцак-Булака (цит. по Осьмачко С.Г. Красная Армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929-1941 гг.). С.37). Это позволило Жукову своевременно отреагировать на возникший в связи с наступлением японцев на Баин-Цагане кризис.
Если бы он болтался за многие километры от района боевых действий, все могло закончится крайне печально, ударом японцев в тыл советским войскам на плацдарме на р. Халхин-Гол. А на Баин-Цагане японцам не дали реализовать свой план.
Жуков и Смушкевич рассматривают кусок японского самолета.
Эта привычка командовать с передовой была характерна для многих выдающихся полководцев. Уже после войны, на вопрос Громыко, часто ли его на фронте беспокоила проблема личной безопасности, Жуков ответил: «Прежде всего должен отметить, что нет человека, который не опасался бы пули, особенно когда происходит сражение. Но ведь командир, особенно это относится к высшему командному составу, так поглощен ходом боя, что вопроса о личной безопасности для него, как правило, не существует».
Г.К.Жуков на командном пункте на Рейнтвейнской гряде под Берлином, напротив Зееловских высот.
Причем, заметим, Жуков там же, на Халхин-Голе не побоялся пойти на конфликт с заместителем наркома обороны Г.И.Куликом, который приказал отвести войска с плацдарма на р.Халхин-Гол, который отстояли с таким трудом. Жуков обратился к Ворошилову и выиграл, Г.И.Кулика пропесочили и отозвали с Халхин-Гола. Удержанный плацдарм стал стартовыми позициями для последующего окружения японцев. Способность отстаивать свою точку зрения также способствовала "Тулону" и быстрому продвижению Жукова.
В начале войны Г.К.Жуков был один из немногих, кто представлял себе принципы массированного использования танков.
Симптоматично, что именно после его ухода с поста Начальника Генштаба, у нас ударились в "бригадную ересь", которой страдали до весны 1942 г. При этом Жуков иногда был вынужден поучать даже своего бывшего командира, К.К.Рокоссовского. Так 30 октября 1941 г. он приказывает ему "Придачей 316, 18 сд танковых бригад Вы лишились единственного средства маневра, и стрелковые дивизии очень быстро растреплят танковые бригады, а потому Ваш приказ о придаче дивизиям танкбригад отменить немедля и держать 4 тбр за обороной 316 сд по шоссе Волоколамск, Ново-Петровское, 28 тбр держать против Скирманово, усилив ее стрелковыми и противотанковыми средствами". Это было весьма разумно т.к. пехотные командиры, даже хорошие, не всегда хорошо владели наукой использования танков.
Г.К.Жуков - командующий Западным фронтом под Москвой, ноябрь 1941 г.
Г.К.Жуков стал последовательным сторонником введения и совершенствования в Красной армии тактики штурмовых групп, появившейся в период Первой Мировой войны и настоятельно необходимой в реалиях войн XX века. Так в одном из приказов периода битвы за Москву Жуков писал: «Прорыв произвести сосредоточенными силами, не разбрасывая их на широком фронте; населенные пункты захватывать специально созданными штурмовыми отрядами; для быстрейшего продвижения главных сил использовать незанимаемые пр-ком промежутки» (ЦАМО, Ф.208, оп.2511, д.1048, л.104).
Что такое штурмовые группы было объяснено Георгием Константиновичем отдельным приказом. В нем в частности говорилось следующее: «Захват каждого опорного пункта поручать особому ударному отряду, специально отобранному, организованному и сколоченному, если нужно с предварительной репетицией в тылу своих войск» (Русский архив. Великая Отечественная. Т.15(4(1), М. «Терра», 1997, С.319). Тренировки, репетиции были ключевой частью подготовки штурмовых групп. Отсутствие таковой, поспешный ввод подкреплений в бой стали одними из главных причин неудач на Западном направлении зимой 1943-1944 гг.
Когда его поставили на западное направление, Жуков нашел правильные "ключики" и не только в отношении штурмовых групп. В мемуарах Г.К.Жуков писал "Предложил И. В. Сталину также в предстоящей операции использовать всю авиацию дальнего действия, отнеся на более поздние сроки ее налеты на объекты, расположенные на территории Германии". Именно удары авиации по артиллерии немцев позволили сковырнуть "белорусский балкон" летом 1944 г.
Красной нитью через приказы Жукова проходили требования беречь людей. Из хорошо известного:
Если вы хотите, чтобы вас оставили в занимаемых должностях, я требую:
Прекратить преступные атаки в лоб населенного пункта;
Прекратить атаки лоб на высоты с хорошим обстрелом;
Наступать только по оврагам, лесам и мало обстреливаемой местности;
Немедленно прорваться между населенными пунктами и, не задерживаясь на их окончательном овладении, завтра же захватить Слобода, Рассвет и вклиниться до Левшино.
Исполнение донести мне к 24.00 27.1.
(Русский архив. Великая Отечественная. Т.15(4(1), М. «Терра», 1997, С.271 — 272).
Именно Жуков как представитель Ставки стал одним из главных творцов крупного успеха Красной армии на Украине в конце лета, осенью 1943 г. и в зимней кампании 1943-1944 г. Успех был достигнут в немалой степени за счет использования крупных механизированных соединений и объединений (танковых армий).
Жуков был единственным министром обороны за всю историю наших Вооруженных Сил, который лично ознакомился с десятком диссертаций, посвященных проблемам военного искусства. И был удручен их беспомощностью и оторванностью от жизни и реальных проблем. Со знанием дела отмечал, что труды на соискание ученых степеней содержат одни комментарии к указаниям старших начальников и официальным толкованиям, пересказ чужих мыслей.
Решительно высказывался за повышение требовательности в области военно-научных изысканий и возможность дисквалификации подобных «ученых» (Дайнес В. Жуков. Рожденный побеждать.).
Г.К.Жуков на полигоне Дятлово, Белорусский округ.
"Тулон", однако имел и обратную сторону. Карьера Наполеона Бонапарта заставляла властителей опасаться энергичных и талантливых военных. Что и стало причиной и сталинской, и хрущевской опалы Жукова. Хотя он был прежде всего солдат, а не политик.
Георгий Константинович Жуков знал и понимал войну. Хорошо, что такой человек в нашей стране нашелся и сумел продвинуться.
Алексей Исаев, военный историк.