"На прошлой неделе наконец-то после путаницы, неведения и периода хаотического чудачества Сейм принял поправки к Закону о налоге с микропредприятий и Закону о государственном социальном страховании. В следующем году ставка налога с микропредприятий вместо 9% составит от 12% до 15% от оборота предприятия. Этими поправками никакой предыдущий законодательный брак исправлен не будет, осталось огромное количество нерешенных проблем, - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге".
Прежней осталась социальная незащищённость плательщиков налога с микропредприятий. Осталась и возможность использования налога с микропредприятий в целях легального мошенничества или ухода от налогов. Законодатель должен тщательно поработать и над тем, чтобы все же дать возможность людям работать на полставки или неполный рабочий день, не требуя за это уплаты налогов как за полную ставку.
У законодателя работы по горло, но есть опасение, что опять все будет как всегда - в следующем году нынешние перипетии с налогом с микропредприятий покажутся мелочью, так как на повестке дня будут новые; придёт срок муниципальных выборов, и политики снова очнуться после года на том же месте, где и сейчас, убедившись, что ничего сделано не было.
Сор будет с радостью заметен под ковёр, трещины в стене заделаны рыхлой шпаклёвкой, и тогда уж можно будет расслабиться и ехать дальше.
Ничто так не разрушает инвестиционную и бизнес среду, как неспособность полагаться на учреждения власти, что обещания будут выполняться и в налоговой системе не произойдёт никаких резких, непредсказуемых изменений. Премьер-министр Марис Кучинскис выражал твёрдое обязательство не повышать налоги, но у него это не получилось, налог с микропредприятий пришлось поднимать.
Это ещё можно списать на некие форс-мажорные обстоятельства, когда решение надо было принять и выбрать из множества зол меньшее. Но в Сейме уже думают о том, что надо возвратиться к большому налогу на выигрыши в азартные игры. Ладно, зависимость от азартных игр не то, что следует поощрять, но — разве налогообложение выигрышей не будет нарушением очередного обещания?
В прошлом году был принят ряд негодных, неработающих законов, которые не только нежизнеспособны, но и вредны.
Например, так называемые поправки и лояльности в Законе об образовании, принятые без серьёзного обсуждения вместе с бюджетом. Лояльность - довольно широко интерпретируемый и субъективный термин. Включение ее в нормы закона встречается в Азербайджане, в демократических европейских странах такое не принято.
В целях соблюдения такого закона необходимо учредить Министерства истины, которое и будет решать, какой учитель лоялен, какой нет. Согласие высказалось, что попытается оспорить эти поправки в Конституционном Суде. Кто знает, что будет с Конституционным судом, но если учителя лишат работы на основе этих поправок, он, скорее всего, затем выиграет процесс против латвийского государства в Европейском суде по правам человека. И мы, налогоплательщики, опять будем за это платить.
Вряд ли нелояльных учителей так много, что ради них требовались поправки к закону.
Есть еще странные законы, которые сейчас находятся в комиссиях Сейма, а в следующем году будут продвигаться к принятию. Похоже, ничего путного не выйдет из запрета на вождение автомобиля и работы чиновником для должников по алиментам. Это будет способствовать депрессиям, суицидам и желанию эмигрировать. У того, кому и так не хватает денег на детей, отнимают возможность их заработать.
Весь законодательный брак принимается из хороших побуждений или под благим прикрытием, но результат выходит противоположный."