Этим уникальным собранием представителей животного мира мог бы гордиться любой музей мира! Здесь есть даже, пардон, моржовый пенис. Тот самый…
На днях "7 секретов" побывали в местечке Приежциемс неподалеку от аэропорта Рига. Совсем рядом шумит широкая юрмальская трасса, связывающая латвийскую столицу с морским побережьем. Сколько раз я по ней проезжал, но даже не догадывался, что скрывается буквально в двух шагах от нее. В огромном частном доме, общая площадь которого превышает 2,5 тысячи квадратных метров, создан своего рода частный музей. Все эти экспонаты собрал выпускник Елгавской сельскохозяйственной академии и биологического факультета Латвийского университета Евгений Акит.
В поисках своих сокровищ он объездил в прямом смысле весь свет. А самый первый экспонат энтузиаст нашел в 3–летнем возрасте. Думал, что это мамонт. Но, оказалось, коровья кость. Тем не менее это не остановило маленького Женю.
— Я заметил, что у вас особенно много рогов. Почему вы их так любите?
— Так ведь их любой может носить вместо головного убора. Конечно, я шучу… А если говорить серьезно, то они позволяют изучать корреляцию, то есть изменение в процессе эволюции. На эти природные "антенны" влияет все, в том числе и окружающая среда. Кроме того, кости лучше всего сохраняются, — отметил Евгений, показывая рога камчатского лося поистине гигантских размеров. Кроме того, он продемонстрировал кости лошади Пржевальского и жирафа. А в одном зале спокойно лежали бивни и зубы мамонтов и мамонтят с Камчатки, из Магадана и других мест. В углу покоилась даже целая нижняя челюсть доисторического монстра.
— Ого! Кстати, недавно один рижанин нашел в Балтийском море зуб мамонта. Хотя некоторые сомневаются в том, что эти звери обитали в наших краях.
— Ну почему же. Думаю, они здесь появились даже раньше латышей. Снова шутка! А если говорить всерьез, то мамонты доходили до территории современной Украины. Причем существовали десятки разных видов. В том числе совсем крошечные — размером с лебедя. Между прочим, у меня есть зуб мастодонта, которому и вовсе свыше 100 тысяч лет. Это тоже хоботное животное. Причем, в отличие от современных слонов, бивни у мастодонтов имелись как в верхней, так и в нижней челюсти. А вот это — зуб кашалота. Он необычен тем, что его повредил… кариес, — улыбнулся Акит.
Тут же на полочках в шкафу лежали различные костяные сувениры, в том числе из моржовых бивней. Как оказалось, длина последних запросто может достигать одного метра. Самцы используют эти "пики" для схваток во время борьбы за доминирование на той или иной территории. Кроме того, с помощью данных "ломов" они пробивают отверстия во льду. А еще длинные "копья" помогают морским млекопитающим вылезать из воды на льдину.
Ну а рядом со всевозможными бивнями лежал… baculum. Оказывается, так называется детородный орган ластоногого приятеля. А проще говоря, моржовый член. Примечательно, что внутри этого органа имеется кость довольно–таки внушительных размеров. Евгений показал мне так называемую "эскимосскую" дубинку, которая как раз была сделана из бакулюма.
Кстати, шаманы на Севере бьют в свой бубен именно этой "палкой". В противном случае магические заклинания теряют свою силу. Между прочим, многие представители сильного пола, испытывающие проблемы с потенцией, готовы отдать любые деньги за кусочек моржового мужского достоинства. Считается, что такой амулет действует получше любой виагры. А стоимость сувенирных резных фигурок из пениса усача составляет порой не одну тысячу американских долларов.
— Евгений, как же вы привезли свое собрание в Ригу?
— На своем горбу! — весело сказал собиратель. — Когда я возвращаюсь в Ригу, то часто загружен под завязку. Однажды тащил с собой целый чемодан холодного оружия. Как известно, в аэропорту действуют "зеленые" и "красные" коридоры. Смотрю, на "красном" всех проверяют. Ну я и пошел по "зеленому". Хотя чемодан едва мог тащить — настолько он оказался тяжелым. Но пронесло. О том, как я доставлял в Ригу тот или иной экспонат, можно написать целую книгу. Нередко все оборачивалось настоящими приключениями…
По следам Остапа Бендера
Чтобы обойти все просторные залы домашнего музея Акита, нужно немало времени. Но я никуда не спешил. К тому же специально приехал рано утром, чтобы весь день посвятить обзору уникального собрания раритетов. То и дело мне приходилось охать и ахать. А еще я старался тщательно записывать названия увиденных зверушек. Точнее, их чучел. О некоторых я, признаюсь, никогда и не слышал. Так, впервые "познакомился" с эландом. Это самая крупная африканская антилопа. Конечно, мне сразу вспомнилась антилопа гну, на которой разъезжал великий комбинатор Остап Бендер и другие герои "Золотого теленка".
Выяснилось, что всего существует несколько видов антилоп гну — белохвостая, белобородая, голубая… А Евгений показал мне самую редкую — черную. Раньше такие красавицы были широко распространены на юге Африканского континента. Однако в результате бесконтрольного отстрела их остались считанные единицы. Весьма необычно выглядел африканский… бородавочник. Внешне он напоминал кабана с несколько приплюснутой головой. Конечно, сразу бросились в глаза массивные бородавки, расположенные на морде. Отсюда и название этой дикой свинки.
А вот орекс "приехал" из Намибии. Эти саблерогие антилопы прославились тем, что не умеют пить воду. Ведь в тех пустынных местах, где они обитают, никаких водоемов нет и в помине. Жидкость они выжимают из травы, которую поглощают. Зато образ жизни другого экспоната — водяного буйвола — как ясно из названия, тесно связан с реками или просто канавами. В прохладные утренние и вечерние часы этот гигант пасется, а всю жаркую часть дня лежит, погрузившись в ближайшей естественной "ванне".
Тут же на стене висели рога андалусского быка — того самого, который участвует в испанской корриде… Впрочем, необычных братьев меньших еще можно долго перечислять. Всех их объединяет то, что они относятся к обширному семейству полорогих. Причем "антенны" на голове могут запросто достигать полутора метров.
Особенно они длинные у дикого быка ватусси. И выполняют роль природного кондиционера. Это качество незаменимо в местах, где запросто может быть плюс 50 градусов. Дело в том, что рога сей здоровенной пустынной коровы пронизаны целой системой сосудов. Циркулирующая по ним кровь сначала охлаждается потоками воздуха, а затем возвращается в тело, понижая его температуру. Согласитесь, хитрое устройство придумала природа.
Мы еще вернемся к уникальной коллекции Евгения Акита. Следите за нашим "суперсекретным" еженедельником!
Март ДМИТРИЕВ.