Следующие сто лет государства спорили, у кого больше прав на территорию. После Второй мировой Фолкленды утратили своё значение в качестве ремонтной базы для британских судов. Экономически регион был замкнут на Латинскую Америку, и с 1960-х англичане начали подумывать о том, как бы избавиться от ненужных островов. Рассматривался план передачи их Аргентине с условием немедленной обратной аренды на переходный период.
Камнем преткновения стало категорическое нежелание двух с небольшим тысяч местных жителей становиться аргентинцами. Все они были потомками британских колонистов. Их радикализм в этом вопросе можно понять. Они являлись гражданами развитой страны и самостоятельно управляли островами. Аргентина же в то время была нестабильной военной диктатурой, которую раздирали политические противоречия и тяжелейший экономический кризис. Вдобавок там все говорили по-испански.
Островитянам удалось поднять такой шум, что за них вступилась парламентская оппозиция, и переговоры с Аргентиной в конце концов остановились. Новые аргентинские лидеры — генерал Галтьери и адмирал Анайя — посмотрели на метания англичан и пришли к выводу, что тем острова не очень-то нужны и воевать за них они не станут.
Такого же мнения придерживалось и большинство военных экспертов по всему миру. Острова находятся недалеко от побережья Аргентины, а англичанам пришлось бы добираться туда с другого конца света. Конечно, английский флот сильнее аргентинского, но не в непосредственной близости от берегов Аргентины, где последние имели бы подавляющее преимущество в воздухе.
Будучи убеждёнными в том, что англичане не станут отвечать силой, аргентинцы 2 апреля 1982 года произвели высадку морского десанта на острова. Крошечный местный гарнизон не оказал сопротивления. Спорные территории перешли под контроль Аргентины.
Дипломатический провал
Аргентинцы были уверены в своих позициях в ООН, они рассчитывали на то, что Совбез призовёт не обострять ситуацию и Буэнос-Айрес будет иметь преимущество в дальнейших переговорах. Однако британцам удалось полностью разгромить оппонентов на дипломатическом поле боя. ООН приняла резолюцию, объявляющую Аргентину агрессором и требующую немедленного ухода захватчиков. Ко всеобщему удивлению, даже СССР и Китай де-факто встали на британскую сторону, воздержавшись от наложения вето при голосовании.
По одной версии, СССР рассчитывал на поражение англичан в войне и неминуемый политический кризис, который привёл бы к уходу правительства Маргарет Тэтчер. По другой — СССР руководствовался идеологическими соображениями, отказавшись поддерживать правую военную диктатуру аргентинцев. Так или иначе, после голосования англичане получили карт-бланш на любые действия по восстановлению контроля над островами и начали формирование морской оперативной группы для возвращения Фолклендских островов.
ну
Решительность Тэтчер, которую аргентинская пресса именовала в те дни не иначе как ведьмой, неприятно поразила Галтьери и Анайю, которые рассчитывали на маленькую победоносную высадку на Фолклендах без всякой войны.
Тем не менее преимущество всё ещё оставалось за Аргентиной. Англичане были ограничены в ресурсах. Они могли задействовать в операции втрое меньше самолётов, чем у противника. Что касается флота, то некоторое преимущество в количестве крейсеров и дизельных подлодок имели аргентинцы, в то время как число атомных подлодок и фрегатов у англичан было больше.
Имея глобальное превосходство в воздухе, аргентинцы делали основную ставку на применение "экзосетов" — новейших французских противокорабельных ракет, против которых британские системы ПРО были почти бессильны. Впрочем, Железной Мэгги удалось надавить на французского президента Миттерана, который в последний момент наложил вето на продажу Перу огромной партии ракет (перуанцы в данной сделке выступали посредниками в пользу Аргентины). Из-за этого у аргентинцев оказалось в наличии лишь совсем небольшое число "экзосетов".
25 апреля Британия нанесла первый удар. Морпехи высадились на острове Южная Георгия — аргентинский гарнизон сдался без боя. В тот же день британский вертолёт обстрелял аргентинскую подлодку "Санта-Фе". Повреждения оказались столь серьёзны, что экипажу пришлось бросить её.
Психическая атака
1 мая британский бомбардировщик Avro Vulcan совершил налёт на аэродром в Порт-Стэнли. Разрушения были незначительны, но атака всё равно шокировала аргентинцев, поскольку дальность полёта этого бомбардировщика не позволяла ему долететь до островов. В действительности англичане с самого начала рассматривали эту атаку в качестве психической, поэтому задействовали значительные ресурсы: бомбардировщик сопровождали топливозаправщики, несколько раз дозаправлявшие его в воздухе.
Ход сработал. Аргентинцы, испугавшиеся возможных атак на материковые аэродромы, перебазировали часть самолётов. Тем самым лишив себя главного козыря — подавляющего превосходства в воздухе.
На следующий день британская подлодка "Завоеватель" торпедировала аргентинский крейсер "Генерал Бельграно". Это был первый в истории случай затопления корабля атомной подлодкой. Погибло свыше 300 моряков. Известие о гибели корабля вызвало настоящий шок в стране. Опасаясь новых атак, аргентинцы вернули большую часть кораблей в порты.
Ответный удар
4 мая Аргентине удалось отомстить за гибель крейсера. В этот день ударом "экзосета" был поражён эскадренный миноносец "Шеффилд". Команда не смогла справиться с пожаром и покинула корабль, который был уничтожен огнём. Хотя число жертв (20 человек) было несопоставимо с количеством погибших на аргентинском крейсере, британцев потеря судна шокировала в неменьшей степени. Это был первый со времён Второй мировой войны корабль британского флота, уничтоженный в бою.
21 мая в результате авиаатаки был потоплен фрегат "Ардент" (19 погибших). 23 мая ко дну пошёл фрегат "Антилопа". 25 мая аргентинский самолёт атаковал британский контейнеровоз, перевозивший партию вертолётов. Погибло 12 моряков и почти весь груз. В тот же день ударом с воздуха был потоплен эскадренный миноносец "Ковентри".
Однако, несмотря на некоторые успехи, аргентинцам не удалось сорвать ключевую часть операции — высадку морской пехоты на Фолклендские острова. К середине июня британские силы блокировали Фолкленды, лишив противника возможности перебрасывать подкрепления и припасы. Сухопутные войска, укомплектованные в основном юнцами-призывниками, быстро пали духом. 14 июня аргентинский гарнизон единственного города Фолклендских островов — Порт-Стэнли — капитулировал, оказав символическое сопротивление. В необъявленной двухмесячной войне англичане потеряли убитыми 255 человек, аргентинцы — 649.
Последствия
Война имела серьёзные политические последствия для обеих стран. В Англии консерваторы во главе с Тэтчер упрочили свои позиции, разгромно победив на следующих выборах. В Аргентине произошли прямо противоположные процессы. На волне начавшихся протестов военные в конце концов вынуждены были распустить хунту. Генерал Галтьери,
озглавлявший страну в период войны, впоследствии был осуждён за провальное руководство боевыми действиями и несколько лет провёл в тюрьме. Адмирал Анайя — главный вдохновитель войны — несколько раз побывал на скамье подсудимых, но осуждён так и не был. Аргентинская армия утратила свой элитарный ореол и престиж и больше никогда не претендовала на власть в стране.
Нынешняя Аргентина по-прежнему оспаривает принадлежность Фолклендских островов. Однако англичане настолько уверены в своих силах, что в 2013 году даже демонстративно провели на островах референдум. Лишь трое из 1517 участвовавших в голосовании жителей выступили против принадлежности островов Британии.
Алексей Иванов, Life ru