Права ЛГБТ, права сексуальных меньшинств – это тоже права человека, считает парламентский секретарь министерства иностранных дел Латвии Виктор Макаров. Латвийскому обществу присущи предрассудки в отношении ЛГБТ, что порождает дискриминацию сексуальных меньшинств в стране, которая на уровне государственной политики строго придерживается взятых на себя обязательств по недопущению дискриминации, и с этим надо бороться, заявил он порталу Ves.lv.
«Люди, независимо от сексуальной ориентации имеют одни и те же права. Это общечеловеческий принцип. Права человека действительно наднациональная ценность. Все страны-члены ООН признают, что права человека – это общечеловеческая ценность, которая не имеет национальных границ. Права людей, принадлежащих к сексуальным меньшинствам – это те же самые права человека. Это право человека, независимо от сексуальной ориентации, на жизнь, свободу слова и собраний, на недискриминацию в жизни, на рынке труда и т. д., и т. д. В случае Латвии нельзя говорить о дискриминации сексуальных меньшинств, но есть целый комплекс вопросов, которые, на мой взгляд, не решены, где еще нужно работать над тем, чтобы действительно у всех людей были по-настоящему равные возможности. Евросоюз запрещает дискриминацию по таким признакам, как раса, этническая принадлежность, цвет кожи, религиозные воззрения, сексуальная ориентация, гендерная принадлежность, возраст, инвалидность. Латвия как государство в полной мере ввела и соблюдает все антидискриминационные директивы Евросоюза и другие международные обязательства по недопущению такой дискриминации. Но при этом, надо быть честными, в обществе достаточно много предрассудков и непонимания этого вопроса и здесь многое предстоит сделать. Да, есть законодательство и судебная практика для предотвращения дискриминации. Но мы видим, что в реальной жизни этот вопрос все-таки актуален. Если поговорить с людьми, которые исследовали реальное положение дел, то там не все безоблачно. Несмотря на то, что политика государства ясна и направлена против дискриминации, в реальной жизни возникают ситуации, в которых люди ощущают дискриминацию. Данные социологических опросов показывают, что особенно это ощущают люди ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры – люди, чей биологический пол не совпадает с ощущаемым). Можно, конечно, сказать, что им это только кажется, но, наверное, это было бы неправдой. Здесь есть целый ряд вопросов, которые нужно решать, и, честно говоря, я не понимаю, почему у многих людей это вызывает такую реакцию неприятия. Исторически сложились предрассудки против людей с отличной сексуальной ориентацией, и эти предрассудки очень часто влекут за собой ситуации, когда люди чувствуют себя ущемленными, испытывают на себе угрозу и неприятие со стороны общества. Я не вижу оснований для отрицания такого явления», - сказал Макаров.
Представитель МИД Латвии согласен с тем, что Соединенные Штаты уделяют вопросу недискриминации и равных прав для ЛГБТ очень большое внимание и считает это оправданным.
«Я согласен с тем, что это важный подход, потому что в очень многих странах быть геем, лесбиянкой, трансгендером и т. д. очень тяжело, сопряжено с социальным отторжением, грозит тюремным заключением и даже смертной казнью. Это несправедливо. Для меня это во многом сравнимо с антисемитизмом – совершенно необоснованным, бесчеловечным, дискриминационным отношением к людям только потому, что они в чем-то отличны. Я вижу аналогии между нападками на евреев в XX веке и в нападках на ЛГБТ в наши дни», - сказал Макаров.
При этом он не согласился с тем, что проводимая Латвийским государством, вопреки ясно выраженному мнению большинства населения страны, линия на поддержку ЛГБТ, в частности, в вопросе проведения в Риге прайда в 2015 году, продиктована извне Латвии.
«Восстанавливая независимость Латвийского государства, мы приняли решение воссоздать его как государство демократическое, уважающее права человека. Это означает, что мы уважаем свободу слова и свободу собраний даже тогда, когда публично высказываются и собираются люди, взгляды и мнения которых мы не разделяем или даже осуждаем. У нас проходит 9 мая, которое для очень многих людей, очевидно, тоже очень серьезный раздражитель. У нас проходит и 16 марта, которое тоже очень многие люди не приемлют. Думаю, мы поступаем правильно, придерживаясь принципа свободы слова и собраний. Есть какие-то очень крайние случаи, когда мы говорим «стоп». Свобода слова – это все-таки не свобода пропаганды ненависти. Есть вещи, которые наше представление о свободе слова не допускает. Например, нельзя выйти на улицу с нацистским флагом и свастикой. Какие-то вещи свобода слова не охраняет», - сказал Макаров.
По его мнению, в случае с прайдом речь идет о том, что какая-то часть общества выражает взгляд, который многим не нравится.
«Я думаю – это нормально. Цена, которую каждый из нас платит, подвергая свои уши неприятным для себя словам, наверное, оправданна, потому что взамен мы получаем неотъемлемое право высказывать свою точку зрения. Это очень важно. А что касается прайдов, то скорее всего, негативное отношение большинства связано с навязанными кем-то представлениями о том, как это на самом деле выглядит. Я очень хорошо знаю, что на самом деле происходит во время прайдов в Латвии и могу вас уверить, что это совершенно мирное мероприятие без раздетостей, птичьих перьев и т. д., что почему-то очень часто в СМИ мелькает. В отличие от других стран, у нас прайд – это собрание и демонстрация с политическими лозунгами равноправия. Если у кого-то есть опасения в отношении прайда, я бы порекомендовал поинтересоваться, что там происходит в реальности», - пояснил порталу Ves.lv Макаров.
Утверждения о том, что под видом сексуального просвещения ЛГБТ сообщество занимается пропагандой гомосексуализма и ранней сексуализацией детей, Макаров назвал подлой ложью, которую распространяют некоторые люди.
«Не вижу никаких оснований утверждать, что ЛГБТ сообщество пытается «сексуализировать» детей. Это бред, извините за резкость формулировки. Сексуальное воспитание, педагогически правильно и вовремя поданная информация об этом, служит предпосылкой того, что переход к взрослой жизни не будет для подростков травмирующим, что не произойдет трагедий, вызванных неграмотностью в этих вопросах. Положительный результат своевременного просвещения на тему сексуальности и семьи мы видим в минимизации такого явления, как подростковое материнство. Мне ничего не известно о попытках ЛГБТ пропагандировать что-то особенное. Но в момент пробуждения у ребенка сексуальности может оказаться, что это сексуальность такова, что может вызвать определенный дискомфорт и дискриминацию в среде сверстников. Бесчеловечно, помимо того, что совершенно ненужно, отказывать подросткам в знании, что жизнь немного сложнее, чем иногда кажется. Для того, чтобы сохранить жизнь тех же самых подростков, многие из которых мучаются и даже доходят до самоубийства именно потому, что отторгаются своими сверстниками», - заключил Макаров.