«Когда мы видим, что одно большое и сильное государство пользуется слабостью в кризисной ситуации соседней страны и вопреки всему международному праву с использованием военной силы аннексирует часть его территории, было бы неправильно не обратить на это внимание или, легко пожурив, забыть, сославшись на экономические интересы. Такие действия государства – очень опасный прецедент. Тем более, если это происходит в близком к нам регионе. Нам приходится отвечать на это, несмотря на то, что в принципе мы заинтересованы со всеми соседними странами строить хорошие отношения. Максимальным ограничением политических контактов мы демонстрируем, что не можем продолжать «бизнес по обычному» в ситуации, когда наши партнеры поступают таким образом», - сказал Макаров.
Так он прокомментировал порталу Ves.lv слова министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича: «Мы не можем поддерживать политические контакты высокого уровня. Есть моменты, когда надо быть принципиальными». Возникает вопрос, что значит «быть принципиальными».
На вопрос, почему другие страны-члены ЕС, например, Франция, Австрия и Финляндия, могут поддерживать контакты высокого уровня, Макаров ответил:
«Согласно решению стран ЕС такие контакты не заморожены полностью. О тотальной заморозке всех контактов речь не идет. Это было бы непродуктивно. Но объем этих контактов сильно уменьшен и те из них, что происходят, производятся по согласованию всех стран-участниц ЕС. В том числе, и с целью поиска решений украинского кризиса с Россией приходится об этом говорить».
Это не означает, пояснил Макаров, что при распределении ролей Латвии достался жребий на проявление «принципиальности».
«Все что мы делаем, мы делаем как одна из стран ЕС. У Евросоюза совершенно единая позиция в оценке действий России в Украине. Каждая страна говорит с Россией от лица всего Евросоюза, придерживаясь единой европейской линии. Принципиальный подход проявили все страны ЕС. Дискуссии о том, как далеко идти, когда и какие следующие шаги предпринимать внутри ЕС происходят. Это естественно. Мы договариваемся об общем знаменателе. Но позиция абсолютно единая. Латвия не застрельшик конфронтации с Россией или какой-либо другой страной. Мы, как и все в ЕС, заинтересованы, чтобы украинский кризис был каким-то образом решен. Для нас, как и для многих других стран ЕС, Россия очень важный экономический партнер. Не думаю, что отдельные визиты президента Путина, которые имели место, можно считать неким отклонением от той линии, которую Евросоюз проводит. Контакты на политическом уровне очень сильно сокращены. Россия по прежнему остается вне клуба бывшей Большой восьмерки. Но при этом по согласованию всех стран ЕС в каких-то случаях встречи с высшим российским руководством проходят, поскольку это нужно, в том числе, для решения существующих проблем и кризиса на Украине», - сказал представитель МИД Латвии.