Запорожская атомная станция - крупнейшая в Европе, на ее территории расположено шесть ядерных реакторов. Уже полгода станция находится в руках российских военных.
Миссия МАГАТЭ смогла попасть на ЗАЭС только 1 сентября, после преодоления множества препон.
Переговоры о предоставлении доступа на станцию независимых экспертов продолжались на уровне ООН и президентов Украины, России, Франции и Турции почти все лето.
Инспекторы МАГАТЭ выехали на Запорожскую АЭС. Чего от них ждут?
Почти каждый день в непосредственной близости от Запорожской АЭС, в городе-спутнике Энергодаре, и на самой станции раздаются взрывы. Россия обвиняет в обстрелах Вооруженные силы Украины. Киев говорит о "ядерном терроризме" со стороны Кремля и об огромной опасности, грозящей из-за этого всему миру.
Главный вопрос, на который должна была ответить миссия МАГАТЭ, - насколько реальна (или точнее, насколько велика) угроза масштабного радиационного загрязнения?
Что в отчете?
Отчет МАГАТЭ основан на наблюдениях и заключениях международных экспертов, работавших в Украине в период с 28 апреля по 5 сентября. Наиболее объемная часть документа посвящена ситуации на Запорожской атомной станции.
МАГАТЭ указывает, что с марта, когда станция была захвачена российскими силами, положение дел там ухудшилось по всем направлениям, которые в Агентстве называют "семь неотъемлемых компонентов ядерной безопасности", а именно:
нарушена физическая цельность станции;
нарушена работоспособность систем безопасности;
персонал вынужден работать в сложных условиях и под постоянным давлением;
нарушена подача электроэнергии из внешних источников;
нарушены система снабжения;
проблемы с плановым радиационным мониторингом и выполнением аварийных мероприятий;
нарушена связь с регуляторами.
В документе также указано, что 3 сентября эксперты МАГАТЭ сами стали очевидцами обстрела в районе ЗАЭС.
"Команда наблюдала повреждения, образовавшиеся в результате обстрела, причем некоторые из них расположены в непосредственной близости от корпусов реактора", - говорится в отчете.
Также пострадали хранилища ядерного топлива и твердых радиоактивных отходов.
Уровень радиации в районе станции остается в пределах нормы, отмечено в отчете.
Комиссия чрезвычайно обеспокоена тем, что в результате обстрела под удар может быть поставлена безопасность радиоактивных материалов, что несет угрозу здоровью и жизни людей.
Помимо этого, международные эксперты установили, что постоянное давление со стороны захвативших станцию военных и тяжелые условия труда подтачивают физическое и психическое здоровье сотрудников станции - украинских инженеров, которые вот уже несколько месяцев фактически вынуждены жить на рабочем месте.
Есть проблемы и с функционированием систем самой станции - в частности, в области непрерывного мониторинга уровня радиации, а также связи и пожарной безопасности.
Есть ли на станции российская военная техника?
Украина заявляла, что российская армия разместила на атомной станции и возле нее военную технику и ведет боевые действия. Эту же информацию подтвердил Би-би-си один из инженеров станции на условиях анонимности.
По его словам, российские военные сами ведут обстрел станции, пытаясь скомпрометировать ВСУ.
Москва все обвинения отвергает. В начале сентября министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что "тяжелого вооружения" на станции нет.
"Украинские власти откровенно лгут, будто российские вооруженные силы, прикрываясь важными энергетическими объектами, ведут обстрел ВСУ из дальнобойных артиллерийских систем. Ответственно заявляю, что тяжелых вооружений на территории атомной станции и в близлежащих районах у нас нет", - сказал он.
Побывавшая на станции миссия МАГАТЭ зафиксировала факт размещения там российской военной техники и военнослужащих, однако не стала заострять внимания на деталях, уделив этой теме буквально одно предложение.
"Команда наблюдала присутствие российских военнослужащих, транспортных средств и техники на разных участках ЗАЭС, в том числе несколько военных грузовиков на первом этаже машинного зала энергоблоков №1 и 2", - говорится в отчете.
Что рекомендует МАГАТЭ?
Делегация независимых экспертов под эгидой международного агентства установила, что в настоящее время на станции нет критических повреждений, которые могли бы существенным образом повлиять на радиационную безопасность. Поврежденные в результате обстрелов станции линии электропередачи компенсированы за счет дизель-генераторов.
Но в случае продолжения обстрелов ситуация может критически обостриться.
"Продолжающиеся обстрелы могут повредить другие жизненно важные системы и оборудование предприятия, привести к тяжелым последствиям - в том числе к неограниченному выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду. Поэтому любых обстрелов, угрожающих безопасности ЗАЭС, необходимо избегать", - настаивает агентство.
Возможен ли новый Чернобыль? Какими могут быть последствия аварии на оккупированной Запорожской АЭС
"МАГАТЭ рекомендует немедленно прекратить обстрелы самой станции и непосредственно прилегающей к ней территории во избежание дальнейших повреждений - как самой станции, так и связанных с ней объектов - для обеспечения безопасности персонала, а также поддержания физической целостности обхектов станции, их безопасной и надежной работы. Это требует согласия всех соответствующих сторон на установление вокруг ЗАЭС охранной зоны".
Также миссия рекомендует обратить внимание на трудные условия работы украинского персонала станции в условиях нехватки работников.
Такая ситуация "может привести к увеличению вероятности человеческих ошибок, угрожающих ядерной безопасности".
МАГАТЭ также рекомендует, чтобы все заинтересованные стороны взяли на себя обязательства и внесли свой вклад в обеспечение необходимых станции поставок - в частности дизельного топлива для генераторов и техники - для поддержания ядерной безопасности.
Речь о необходимости организации транспортных коридоров, по которым на ЗАЭС можно будет организовать безопасную доставку необходимого оборудования и материально-технических средств.
Значение станции
Украинские власти уверены, что, помимо шантажа всего мира ядерным терроризмом, Россия хочет "украсть" станцию - а точнее, произведенную там электроэнергию (то есть отключить ее от украинской системы энергоснабжения и переподключить к российской).
В "Энергоатоме" уверяют, что получили подтверждение существования в России плана переподключить ЗАЭС к российским электросетям, направив производимое там электричество в Крым.
По словам руководителя компании Петра Котина, на это может указывать временное отключение АЭС от украинской системы - то есть то, что Россия уже начала делать, обрывая линии энергоснабжения с украинской стороны.
В интервью агентству Рейтер Котин заявил, что создание на территории Запорожской АЭС постоянного представительства МАГАТЭ было бы "хорошей мерой", но она не влияет на "корень проблемы", поскольку станция остается под контролем российских войск.
"Выводы экспертов должны помочь решить ситуацию вокруг станции и привести к деоккупации. Если это не удастся, мы должны получить какие-то другие осязаемые результаты", - отметил глава "Энергоатома".
По его мнению, эксперты МАГАТЭ это прекрасно понимают, но прямо заявить о необходимости деоккупации ЗАЭС не могут - это выходит за рамки их полномочий.
"Ситуация щепетильная. Все эксперты и сам руководитель МАГАТЭ Рафаэль Гросси понимают, что именно нужно сделать, и это - деоккупация станции. Однако из-за своего ограниченного мандата они не могут предложить это напрямую", - уверен Котин.
Без энергии Запорожской АЭС наступающей зимой Украине придется нелегко: до войны станция закрывала примерно пятую часть всех потребностей страны в электричестве.
"Если у нас не будет электроэнергии от Запорожской АЭС, это будет опасная зима. - говорит Котин. - Нам нужна станция".
Чем грозит беспредел на Запорожской АЭС
Ядерный взрыв и водородный взрыв
Самый очевидный риск - это попадание ракеты или снаряда в один из реакторов, что может нарушить защитную оболочку, или контейнмент, активную зону реактора, работу охлаждающих систем, например.
Все это может привезти к запроектной (вызванной не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями) аварии в одном из реакторов с выбросом радиоактивности - то, что произошло в Чернобыле и то, что в быту называется "мелтдауном".
Тяжелая авария с потерей охлаждения активной зоны реактора приведет к расплавлению ядерного топлива и, соответственно, к выделению взрывоопасного водорода, накапливающегося под герметичной оболочкой реакторного отделения. Аналогично при потере воды в бассейнах выдержки, где временно хранится отработавшее топливо при каждом реакторе, может начаться его перегрев, также с выделением водорода.
"Если попадет ракета крылатая в реакторное отделение Запорожской станции, к примеру, то радиационная авария будет иметь последствия для европейских стран, для того же Крыма, для российской территории и, естественно, для Украины", - говорит независимый украинский эксперт по энергетике Ольга Кошарная.
Более точно последствия запроектной аварии на АЭС помогает понять инженер-физик, эксперт программы "Безопасность радиоактивных отходов" Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский со ссылкой на европейский проект оценки ядерных рисков в Европе flexRISK.
Этот проект оценивает последствия аварий на реакторах в мирное время, и при нарушении целостности оболочки реактора последствия могут быть серьезнее, уточняет Ожаровский.
При аварии произойдет единовременный выброс радиоактивного цезия-137 в количествах, потенциально опасных для сельского хозяйства. В худшем случае - опасных и для здоровья взрослых людей. На Украину, вероятно, придется основная часть выбросов.
Важно то, что выброс радиоактивного цезия при аварии в Запорожье будет единовременным, и то, куда он устремится, будет зависеть от метеорологических условий в день аварии. Пострадать потенциально могут и Москва, и Курская область, и Европа.
К аварии может привести, например, пожар. "Сейчас они [россияне] нагнали военную технику в машинный зал первого энергоблока, где находится турбогенератор. Там хранится большое количество технического масла. Это пожароопасное помещение, в случае пожара площадь для работы противопожарной техники, систем пожаротушения, соответственно, меньше", - говорит украинский эксперт.
На площадке АЭС в специальных контейнерах хранится отработанное ядерное топливо (на карте выше это сооружение обозначено цифрой 4). Случайный или намеренный удар по контейнерам может привести к возгоранию и аварии.
Еще один фактор риска состоит в том, что на АЭС не поступают запчасти из неоккупированной Украины. "Не проводятся качественно ремонты, потому что ремонты делают как правило на аутсорсинге люди, которые не поедут на оккупированную АЭС", - уточняет Кошарная.
"Когда Гросси говорит, что нарушены все процедуры, он не ошибается. Станция - это режимный объект. Даже некоторым ее сотрудникам нельзя заходить во все помещения. Контроля над этим сейчас нет", - добавляет эксперт.
Персонал АЭС, работающий под присмотром российских военных и рядом с привезенными Россией сотрудниками Росатома, находится в условиях психологического давления и может совершить ошибку.
"Особенно это опасно для тех, кто управляет реакторными установками. Их [таких людей] мало. Это золотой фонд нашей атомной энергетики, они имеют лицензии и готовятся больше десяти лет. Не каждый на это способен. Перед каждой сменой персонал проходит собеседование у психолога, проверяется его здоровье - потому что они должны реагировать на форс-мажоры", - рассказывает Кошарная.
Большинство наблюдателей не могут сказать, что произойдет, если бои в районе АЭС станут интенсивнее. Такой риск есть: эксперты американского Института изучения войны считают, что контрнаступление Украины на юге страны может коснуться не только Херсонской, но и Запорожской области.
Россия стягивает туда войска для обороны. Какова будет роль Запорожской АЭС, если фронт переместится в сторону России, сказать очень сложно.
Что говорит Женевская конвенция
Возможность ударов по ядерным электростанциям регулируется международным правом. По Женевским конвенциям (статья 56 первого дополнительного протокола, составленная в 1977 году), АЭС относятся к объектам, которые могут стать опасными для населения, если попадут под огонь. К таким же относятся, например, плотины.
Полной защиты от военных действий Женевская конвенция атомным электростанциям не дает - подписанты не пришли к согласию по этому пункту.
В соответствии с первым протоколом, АЭС может стать законной целью для атаки, если военная выгода от этой атаки значительнее, чем риск того, что пострадает мирное население.
В документе конкретизируется, что, к примеру, такой целью может быть электростанция, генерирующия электричество, которое идет на обслуживание военных нужд армии противника.
Похожая ситуация и с военными целями, расположенными около опасной инфраструктуры. Конвенция запрещает и размещать войска вблизи подобных объектов, и наносить удары по военным целям, находящимся близко к ним, но все это может перечеркнуть военная целессобразность.
Можно предположить, что украинские АЭС производят электричество как для гражданского населения, так и для военных нужд, пишет в своем блоге специалист по международным конфликтам и праву из Гамбургского университета Анна Динельт. Таким образом они используются в военных целях, но для того чтобы оправдать удар в рамках Женевской конвенции, этого недостаточно.
Генерируемое ими электричество должно представлять собой "значимый" вклад в борьбу ВСУ с российскими войсками, а удар по АЭС должен быть единственным способом вывести ее из строя.
При этом выведение АЭС из строя может лишить значительную часть украинцев электричества, отмечает она. Смысл существования Женевской конвенции - защита мирного населения, и любое решение об ударе по АЭС должно основываться на соображениях пропорциональности риска.