"Я уже давно ставил задачу, и нам надо ее решить: открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Если литовцы не согласны - с латышами договориться и закупать эту нефть. Перерабатывать на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивать балтийские республики", - сказал А.Лукашенко в четверг на совещании о социально-экономическом развитии страны в 2019 году и подходах к дальнейшему развитию интеграционных направлений.
По его словам, для стран Балтии это будет дешевле, чем сейчас, когда они покупают нефтепродукты по мировым ценам. "Можно договориться так, что это будет наша общая нефть, которую мы переработаем на модернизированном Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе. Тем более у нас даже есть некоторые возможности в этом плане", - заметил президент.
Президент напомнил, что в 2019 году должна завершиться модернизация двух нефтеперерабатывающих заводов в Белоруссии, после чего Минск сможет закупать нефть не только у России, но и у других стран.
В свою очередь, как сообщил после совещания председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков, в концерне создана рабочая группа, которая на постоянной основе изучает альтернативные способы поставки нефти в Белоруссию.
Как сообщает агентство "БелТА", Лукашенко на совещании в Минске заявил, что Россия может потерять "единственного союзника на западном направлении". Так Лукашенко отозвался о возможных последствиях разногласий, возникших между Москвой и Минском из-за налогового маневра в России, который грозит потерями для бюджета республики.
"Не надо считать, что это катастрофа. Если изберет руководство России такой путь движения, это их выбор. Мы же их заставить не можем", - сказал Лукашенко.
Лукашенко и президент России Владимир Путин несколько раз проводили переговоры в конце 2018 года, темами совещаний стали дальнейшая интеграция России и Белоруссии, а также последствия налогового маневра в России - с 2019 по 2024 год планируется снижение экспортной пошлины до нуля. Белоруссия настаивает на компенсации, так как из-за налогового маневра Минск будет покупать нефть у России по завышенной цене, что обернется потерями в 10 млрд долларов в последующие шесть лет.