Война - это, несомненно, ужасная вещь, но у нее есть и положительные стороны. Одна из них заключается в том, что война ясно показывает, кто есть кто. К сожалению, латвийский политический класс (так называемый истеблишмент) все еще полон различных "полезных» для Кремля «идиотов». То есть людей, которые пытаются назвать черное белым и наоборот с помощью хорошо сформулированных, умных впечатляющих фраз.
Назову только некоторых коллаборационистов, которые регулярно гостят в «общественных СМИ» Латвии и которых там называют экспертами. Среди них выступающий против сноса памятника оккупации Мартиньш Карпанс, сочувствующий оккупантам Мартиньш Хиршс, ненавистники культуры жизни Густав Стренга и Иварс Нейдерс. Все эти люди имеют академические степени и создают единую идеологическую корпорацию, где похлопывают друг друга по плечу (встречаясь в соцсетях) и представляются интеллектуальной элитой Латвии.
Все они хорошо образованы и по-своему умны. Но разве сталинские полезные идиоты, известные во всем мире — Бернард Шоу, Леон Фейхтвангер, Андре Жид и другие — были бедны духом? Наоборот - интеллектуальные корифеи. Вот почему Сталин так высоко ценил их заслуги и не жалел средств, чтобы «закрыть им глаза». Также в путинской России огромное вознаграждение получают Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев, Константин Эрнст за свой интеллектуальный вклад, если говорить простым языком, в уничтожение русского народа. Наши предатели и отморозки не отстают от этих негодяев в уничтожении латышского народа.
В то же время следует отметить, что после российского вторжения в Украину, говоря библейским языком, у многих людей здесь в Латвии пелена упала с глаз. Например, известный кремлевец, он же давний сторонник культуры смерти, известный русский шовинист, переводчик тестов матери презирающего всё не русское Артемия Лебедева яркой империалистский Татьяны Толстой Арвис Колманис внезапно пришел в себя и начал писать странные тексты в социальных сетях. Такие, которые, если бы их написал кто-то другой, еще совсем недавно называли бы нацистскими. Судите сами: «До сих пор я был довольно либерален. Однако сейчас я нахожусь в состоянии существования, когда думаю: всех, кто презирает Латвийское государство, называет латышей фашистами, топчет флаги Латвии и Украины и т. д., необходимо выслать из страны. Немедленная депортация».
Смотрите-ка! Вчерашний патриот, обличающий нацистов, призывает ни больше, ни меньше – к немедленной депортации. Сам Коллманс отказывается от оправданий. Он всегда был умным. Как бы то ни было. Главное, что еще один человек, одержимый идеологией малодушия, одумался. Как это произошло, не так важно. К сожалению, многие из апостолов этой идеологии малодушия и культуры смерти до сих пор занимают высокие посты в академических и медийных кругах Латвии. Об этой идеологии малодушия и самой смерти мы поговорим в другой раз, а пока просто отметим, что одним из самых ярких реальных проявлений этой идеологии была борьба против сноса памятника оккупации.
Здесь очень важно не путать две принципиально разные вещи. Стремление российских империалистов сохранить символы своего господства в Риге с идеологией малодушия, предложенной капрансами/нейдерсами. Позиция российских империалистов ясна. Им, как собакам, метящим каждое дерево, необходим маркер принадлежности. С капрансами/нейдерсами все немного сложнее. Они предлагают активное сопротивление всему, что может вызвать недовольство бывших "хозяев".
Основная установка вытекает из марксистского сопоставления угнетателя и угнетенного. В конкретной ситуации это выглядит примерно так: они, "бедные" (теперь "угнетенные"), уже пострадали, потому что их лишили прежних привилегий чувствовать себя хозяевами положения, так зачем же причинять им еще большую боль. Давайте поймем их боль и будем великодушны - пусть у них будет это маленькое утешение - возможность раз в год 9 мая подойти к своему тотемному столбу и преподнести букет красных гвоздик своему идолопоклонству.
Скажем как есть. Эта аргументация очень убедительна. Великодушие - один из краеугольных камней европейской цивилизации, и это один из способов, которым она принципиально отличается от других культур на других континентах. Может быть, сейчас модно ныть об узости евроцентрического мышления, но факты неоспоримы: именно европейская культура была движущей силой цивилизации. И ничто другое. Дебаты по этому вопросу - чистая демагогия.
Проигравшего бой не унижают, и все сохраняют достойную осанку. Но всегда есть та тонкая грань, которая отделяет великодушие от малодушия. Именно потому, что второе очень часто скрывается за первым.
Если смотреть на вещи беспристрастно, то совершенно ясно, что Красная Армия не освобождала Латвию в 1944 году. Она вновь заняла её. Именно это следовало обсудить с капрансами и другими защитниками оккупации. Все остальное - производное. Камуфляж и мякина. Так что речь идет не о великодушии и интеллектуальном сочувствии к проигравшим. Речь идет о защите чистого зла и попытке оправдать трусливую нерешительность убрать этот символ зла.
Сегодня совершенно ясно, что этот символ оккупации давно нужно было снести, но латвийская интеллектуальная элита, традиционно называемая интеллигенцией, все эти годы была труслива и недальновидна. Мне неприятно это говорить, но я должен это сказать - как всегда. Но давайте будем честными: Капранс, защитник оккупации, гораздо ближе к сердцу среднестатистического латыша, чем Калве, который первым снес памятник в Екабпилсе. Если бы наши лидеры Кариньш и Левитс не выступили за уничтожение памятника оккупантов, латышский народ до сих пор хором пел бы песню Капранса.
В данном случае Капранс просто не заметил изменившейся ситуации и продолжал играть тот репертуар, который играл годами. Просто после 24 февраля ситуация в мире изменилась, а Капранс опрометчиво показал себя пустомелей. К сожалению, в одном отношении Капранс прав. Однажды он сказал, что памятник - это просто сооружение из металла и бетона. Проблема в головах. Уничтожение памятника не приведет к исчезновению проблемы.
Действительно, очень мало надежды на то, что все эти капрансы и прочие полезные идиоты исчезнут из пространства самых авторитетных СМИ Латвии. Как и до 24 февраля, они будут продолжать вещать в общественном пространстве Латвии о своей идеологии смерти. Это подсознательно запрограммировано в них, но самые мудрые головы латышской нации должны найти в себе силы убрать этих предателей, как и оккупантский памятник, из общественного пространства. Я надеюсь, что это удастся. Так же, как удался и снос памятника.