Во время нацистской оккупации гитлеровцы забрали в гетто ведущую актрису Театра русской драмы Екатерину Бунчук (еврейские корни). Актеры бросились к ее мужу — режиссеру и актеру Георгию Юровскому: сходите к властям.
У Юровского был высокий авторитет в обществе. Но он, к удивлению, категорически отказался. И тогда в гестапо отправился Юрий де Бур — тоже актер театра, бывший муж Бунчук. Несмотря на то, что в свое время она его бросила и у него тоже была другая семья и маленький сын. Де Бур сделал невозможное — вытащил Екатерину Осиповну с того света.
В 1970–е мне попался старенький томик пьес Островского, по которому до войны репетировали роли актеры Театра русской драмы. Напротив имен героев пьесы карандашом были выведены фамилии актеров. Тогда впервые увидел эту необычную для наших мест фамилию — де Бур.
Предки де Бура — из Голландии, а сам он в Ригу переехал из Харькова. Родословная его пращуров очень интересная. Они из потомственных мореплавателей. Один — Франц де Бур — был принят Петром I в 1703 году на службу капитаном, служил на Олонецкой верфи, затем в Петербурге. Дед актера, Мартин, несмотря на то что имел дворянское звание, которое получил в Голландии за заслуги перед английским королем, на родине не смог ужиться. В поисках счастья переехал в Курляндию, получил российское подданство и работал капитаном на морских судах. В Либаве у Мартина родились пять сыновей — Оскар, Евгений, Лев, Бруно, Федор и дочери — Елизавета–Антония и Вильгельмина. Лев Мартынович де Бур — отец актера — поначалу тоже был капитаном на торговых судах. Когда закончил плавать, осел в Баку. Расставшись с морем, пробовал заниматься коммерческой деятельностью. Успешно. В это время в мире началась добыча нефти. Одна из первых буровых скважин в Баку появилась в 1868 году. И связана с именем де Бура.
Лев Мартынович был меценатом, много общественных зданий в городе появилось при его финансовой поддержке. Не случайно его имя в столице Азербайджана и сегодня хорошо известно.
Юрий де Бур родился в Баку в 1887 году. Мать мальчика — Мария Александровна — тоже из семьи мореплавателей. Ее отец — Александр Тумило — был капитаном 1–го ранга. Сама Мария Александровна была музыкальным педагогом, пианисткой. Не случайно ее сын тоже решил посвятить себя музыке. В Петербурге окончил консерваторию по классу фортепиано, потом работал пианистом в оперных школах Москвы и Петербурга, одно время даже в американской опере. Но постепенно начинает пробовать себя в качестве драматического актера.
Актерский дебют Юрия де Бура состоялся в 1908 году в маленьком дачном театре под Петербургом в пьесе Чехова "Вишневый сад". Потом играл на сцене петербургского театра Литературно–художественного общества, на сценических площадках Харькова. Там и познакомился с Катей Бунчук.
Катя была на восемь лет моложе. Стройная, кареглазая, с золотистыми волосами. Юрий внешне мало напоминал романтического героя — полноватый, невысокий. Он — преподаватель театра–студии, она — юная студийка. Казалось, ничего общего. Но когда де Бур сделал ей предложение, она согласилась. Увидела в нем порядочного, доброго человека. И, как показала жизнь, не ошиблась. Еще в студии, когда она приходила на занятия, заслушивалась его рассказами о Петербурге. Он так много видел и так много знал. Увлекательно рассказывал про Невский проспект, про белые ночи, про Шаляпина, про Александринский театр. Катя слушала, а Юрий садился к роялю — и волны музыки Бетховена, Чайковского, Моцарта наполняли пространство…
В 1916 году уже шла Первая мировая война, и Екатерина Бунчук — выпускница студии Театра Н. Синельникова — вместе с братьями выступает в госпиталях и больницах. Вскоре ее зачислили в труппу Театра Н. Синельникова. Она быстро заняла там ведущее место, стала исполнительницей главных ролей. Синельников разглядел талант начинающей актрисы и первый открыл ей дорогу на большую сцену.
В конце 1917–го ветры революционных перемен докатились и до Харькова, в театре стали вводить новые порядки. Юрий де Бур с супругой решили уехать подальше от провинциальных новшеств. Четыре года провели в разъездах. Много работали в Москве и Петрограде. Екатерину приглашали на роли в ведущие театры столиц, Юрий прозябал на вторых ролях, а нередко вообще оказывался без работы. Через несколько лет — в 1923 году — он получает приглашение в Рижский театр русской драмы. У де Бура — латвийские корни, поэтому без проблем можно получить латвийское подданство. Такой шанс упускать нельзя. Екатерина колеблется. Не бывать ей больше на столичной сцене. Ни в Александринском, ни в любом другом театре Москвы или Петрограда.
Бунчук сначала решительно отказалась от поездки в Латвию. Зачем ей этот паспорт? Никакой Риги! Будем разводиться! Потом представилось, что Юрий Львович уедет в Ригу один. Еще неизвестно, как он там устроится… Они вместе уже почти 10 лет. Вместе пережили хорошие и трудные дни… И в такую минуту его бросить? Екатерина Осиповна нехотя, но дала согласие на переезд. Только не проходили тоска и горечь. Они усилились еще более, когда, добравшись до места назначения, Бунчук узнала, что в труппе четыре ведущие актрисы. Все знаменитости. Но главное — театр стоит на пороге банкротства.
Она обошла театр, который помещался в здании Рижского Латышского общества. Увидела маленькую, тесную сцену. Посидела в зале на репетиции и поняла — тут плохая слышимость! С ужасом подытожила: другого театра у тебя не будет! Может быть, и этот закроется… Надо бежать отсюда!
Но предчувствия, к счастью, не сбылись. Талант Екатерины Осиповны оценили и рижские режиссеры и зрители. Удачно складывалась на новом месте и сценическая судьба ее мужа.
"Это артист прекрасной старой школы, с богатым опытом и разнообразным дарованием. Неподражаемый комизм и исключительная яркость в передаче того или другого образа. Каждое выступление сопровождается большим успехом", — пишет о нем газета "Сегодня".
"Роль Подколесина в исполнении актера де Бура оказалась на редкость большой удачей. Из–за смеха публики сцены задерживались на 7–8 минут", — читаем в другом номере.
А вот семейная жизнь дала трещину. Партнером по сцене Кати часто был Юровский. Режиссер, ведущий актер. Вскоре они стали мужем и женой. А в 1941–м, когда в Ригу вошли фашисты, Бунчук забрали в гетто как еврейку. Недавний пылкий влюбленный, друг и муж Юровский побоялся спасать жену. Юрий де Бур, которого она оставила и который, казалось бы, мог вычеркнуть ее из памяти, пошел в гестапо. А ведь ему было чем рисковать — семья, маленький сын… Об этой истории спасения Бунчук рассказывал самый известный главный режиссер Русской драмы Аркадий Кац. "Поступок по тем временам просто героический! Может быть, это была самая лучшая и благородная "роль" Юрия де Бура в жизни. В театре об этом помнят до сих пор", — вспоминал Кац.
Потомок голландских мореходов Юрий де Бур умер в 1949 году и похоронен на Покровском кладбище. Если будет время, попробуйте разыскать его могилу и положить цветы. Юрий де Бур их заслуживает больше, чем некоторые его коллеги, увенчанные при жизни званиями и государственными наградами.
Дмитрий ИЛЬИН.
23 апреля 2015. №16