Как написал бывший посол Литвы в Латвии Антанас Валенис, во время визита в Вильнюс премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса в 2009 году «удалось договориться о том, что электроэнергетическая смычка в Швецию пойдет из Клайпеды, а мы в ответ поможем латышам получить от ЕС примерно 45 миллионов евро на укрепление электросетей западной части их страны и совместно на деньги Брюсселя мы будем строить региональный терминал СПГ под Ригой».
Смычка из Швеции в Литву была построена, однако обещание латвийцам создать региональный терминал СПГ под Ригой не было выполнено. Вместо этого Литва построила в Клайпеде свой терминал, «мощности которого заметно превышают потребности Латвии, и второй (терминал — EADaily) Балтийскому региону уже не нужен». Кабмин Литвы утверждал, что клайпедский терминал нужно было возводить максимально срочно, чтобы ликвидировать монополию российского «Газпрома», а переговоры с латышами заметно затянули бы воплощение этого проекта.
«Отношения с соседями мы испортили надолго», — пишет Валенис. По его мнению, терминал в Клайпеде в будущем все равно станет региональным и окупится, «но нужно дождаться, чтобы латыши забыли, что мы им обещали и как мы их обманули». Валенис был послом Литвы в Латвии в 2008—2011 гг. В 2000- 2006 гг. он занимал пост главы МИД Литвы.
Отметим, обсуждение модернизации региональной газовой инфраструктуры началось еще в 2006 году, когда страны Прибалтики договорились оценить идею строительства регионального терминала СПГ. Однако страны не достигли консенсуса, и Литва построила в Клайпеде свой терминал. За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро.
Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Прибалтики Вильнюсу по этому вопросу не удалось.
После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах (плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в латвийском Инчукалнсе) и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.
Но в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться по соглашению об общем рынке СПГ только с Эстонией.
Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это «быстрое решение», которое было принято для диверсификации поставок газа. Он напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию, наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой являются эстонские Мууга или Палдиски.
В итоге, ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ.