До ухода на удаленку перед депутатами успел выступить, открывая осеннюю сессию, и президент Эгилс Левитс. Видимо, он всерьез решил активизироваться и всякий раз удивлять общественность и своих работодателей — парламентариев. Судя по всему, господин Левитс понял: если он не повысит уровень доверия к себе со стороны простых латвийцев, то в мае 2023 года может и не избраться на второй срок.
Нет фракции — нет и денег
Так, глава государства пообещал уже в самое ближайшее время выйти в сейм с двумя законодательными инициативами. Первая инициатива — поправки к Закону о финансировании партий, которые позволят отбирать часть государственных денег у тех партий, чьи фракции в сейме распались и уменьшились хотя бы на две трети.
В этом предложении президента есть своя логика: если представленные в парламенте партии начинают раскалываться, то, значит, их влияние и возможность реализовать данные избирателям обещания резко снижаются. Данные партии подвели избирателей, голоса которых и позволили им получать бюджетное финансирование. Такие партии и политики должны быть наказаны.
Вторая инициатива президента куда более спорная, чем первая. Глава государства хочет предусмотреть в Законе об устройстве Кабинета министров возможность создавать посты госминистров для решения или курирования тех или иных актуальных проблем для государства. Например, госминистр по делам дигитализации госуправления и т. п.
Возвращение в 90–е?
Честно говоря, эта идея–фикс Эгилса Левитса уж очень отдает нафталином — сразу же вспоминаются 90–е годы, когда Кабинет министров состоял из 30 министров. При этом часть постов была создана искусственно — чтобы удовлетворить все пять–шесть, а то и семь коалиционных партий, которые формировали правительство.
По иронии судьбы господин Левитс сам работал в таком безразмерном правительстве — с 1993 по 1994 год, когда наряду с обычными министрами были еще и госминистры, или, как их тогда называли, министры без портфеля. В том правительстве В. Биркавса, где Э. Левитс руководил минюстом, были госминистры по делам леса, по госдоходам, по внешней торговле и европейским делам, по правам человека…
Эффективность таких министров была крайне низкой — они, простите, просто мешались под ногами у реальных министров, пытались дублировать функции и практически не имели властных полномочий. Но, видимо, это наличие госминистров Левитсу запомнилось, и он решил возродить "традицию". Хотя в действительности нужно делать наоборот — уменьшать бюрократию и госаппарат, объединять министерства и ведомства, а не плодить еще и искусственные министерские посты.
Догнать хотя бы Литву и Эстонию
Тем более что сам президент в своем вчерашнем выступлении сетовал на структурную отсталость Латвии. Как правильно заметил глава государства, если раньше Латвия уступала по темпам развития лишь Эстонии, то теперь мы отстаем и от Литвы. И вообще, признал президент, по многим показателям занимаем нижние строчки в ЕС.
Глава государства призвал парламентариев продолжать начатые реформы, в том числе в системе образования, призвал и увеличить наконец ассигнования на науку. Без инноваций, технологического прогресса и современной подготовки кадров Латвии все сложнее будет конкурировать в глобальной экономике. С этими выводами президента трудно не согласиться.
Зато едва ли можно согласиться с попытками главы государства отобрать у парламента остатки властных полномочий. Вчера в ходе выступления Эгилс Левитс снова озвучил свой тезис о необходимости парламенту делегировать правительству Кариньша право вводить обязательную вакцинацию в отношении определенных категорий работников. Все–таки столь фундаментальные решения, касающиеся здоровья людей и их права на профессию, должны в парламентской республике обсуждаться в сейме.