8 декабря глава внутренней разведки ФРГ Ганс Георг Маасен заявил, что российские кибератаки и информационные вбросы могут стать угрозой во время предвыборного периода в Германии в следующем году.
«В политической сфере мы обнаруживаем все больше признаков кибершпионажа», — добавил Маасен. Ранее, летом 2016 года, Маасен назвал Эдварда Сноудена, беглого агента американского АНБ, осевшего в Москве, российским шпионом.
Об этом Меркель официально заявила 29 ноября, комментируя масштабнейший взлом мобильной сети немецкого провайдера Telekom. 28 ноября в результате кибератаки было разорвано 900 тыс. соединений. Несмотря на то что исполнитель атак не был определен, Меркель сразу же поставила в контекст Россию.
«Кибератаки, в том числе те, которые российская доктрина называет «гибридными операциями», сегодня превратились в рутинное событие, — заявила канцлер Германии. — Мы должны научиться жить с этим».
В день атаки на сеть Telekom о «российском следе» высказался и глава федеральной разведывательной службы Германии Бруно Каль. По его словам, задачи целого ряда кибератак в Германии нельзя объяснить иначе, кроме как «попыткой политической дестабилизации», особенно в преддверии выборов в стране. Напрямую Москву Каль не обвинил, но напомнил, что во взломе серверов в США местные спецслужбы обвиняют именно прокремлевских хакеров.
Как заявил «Газете.Ru» научный директор Германо-российского форума Александр Рар, при нынешнем тренде Россия может претендовать на главный «образ врага» в ходе немецкой предвыборной кампании.
«Обвинения политиков, в том числе Меркель, в адрес России вполне укладываются в предвыборные рамки, — рассказал эксперт. — Однако когда заявления о предположительно российских кибератаках делают представители силовых ведомств Германии, это уже серьезно».
По словам Рара, поскольку раньше представители германских разведывательных ведомств держались вдали от политики, у немецкого электората сохранилось к ним больше доверия.
Как ранее заявил европейский дипломатический источник, в ЕС не менее обеспокоены пропагандой, которую распространяют некоторые российские СМИ. «Агрессивная дезинформация способна повлиять на электорат», — считает собеседник «Газеты.Ru».
Один из ярких примеров — дело русской девочки Лизы, которую якобы изнасиловали мигранты в Берлине. Эта история появилась в эфире одного из центральных российских каналов. Сюжет в том числе сопровождался видеороликом пятилетней давности, который выдавался за актуальное свидетельство преступления.
Скандал сначала затронул русскую диаспору в Берлине, а после достиг международного масштаба с привлечением Сергея Лаврова и его германского коллеги Франка Вальтера Штайнмайера в январе текущего года. Впоследствии полиция Германии выяснила подробности инцидента и, сославшись на показания самой Лизы, опровергла информацию об изнасиловании.
Кроме того, во время освещения цепочки нападений на немецких граждан, прежде всего женщин, в Кельне на прошлое Рождество другой отечественный телеканал использовал видеоряд из революционного Египта.
«Немецкие СМИ тоже включились в предвыборную кампанию и выступают на стороне «партии войны», — считает Александр Рар. — Большинство из них негативно относятся к России и поддерживают жесткий подход к взаимоотношениям с Москвой. Крупные политики в Германии не могут не учитывать этот факт».
Лавров высказал схожую мысль. По его словам, немецкие СМИ в последнее время «впереди планеты всей» по русофобии.
«Я слышал, что сегодня главный редактор журнала Bild назвал меня военным преступником и призвал Штайнмайера со мной не общаться. Не знаю почему, это абсолютно противоречит тем очень добрым и дружественным чувствам, которые существуют между россиянами и немцами», — заявил Сергей Лавров.