Представьте себе, что советская власть когда-то давно сбросила на Ригу где-то в районе Ратуши огромный бетонный куб размером с десять Домских соборов. Серый бетонный куб с криво нарисованными красными серпами, молотами, звездами и портретами Сталина, мешающий автомобилям ездить, кораблям плавать и самолетам летать.
И вот теперь народ ломает голову, что же с ним делать. Заставить Россию забрать куб? Взорвать вместе с Ригой? Утопить в море? Просверлить тоннели для автомобилей, кораблей, самолетов? Сделать вид, что куб не существует и добавить об этом пункт в Конституцию?
Мнение куба, естественно, никого не интересует. И это, наверное, нормально - он же бетонный.
К сожалению, значительная часть латвийских политиков точно так же, как к этому кубу, относится к местным русским. Их сюда закинула советская власть, они мешают жить, с ними надо что-то делать, что - неизвестно, но уж точно не интересоваться их мнением по этому поводу.
Русские представляются серой бетонной массой, сошедшей с картин Васи Ложкина, ненавидящей Латвию и латышей, и в промежутках между распитием водки с воблой требующих возвращения СССР во главе с Великим Путиным или хотя бы ненавистником латышского языка Ушаковым. Что с ними делать? Всё, что угодно, лишь бы знали свое место - от реформы их школ, до налога на негражданство.
На самом же деле, русские в Латвии далеко не едины и одинаковы, от ультра-левого фланга, где зигует обмазавшийся флагом ЛатССР Осипов, до крайне правого, где русские пролатвийские ультра-радикалы обсуждают, не депортировать ли из страны Райвиса Дзинтарса за недостаточный патриотизм. Основная масса по гауссовому распределению - обычные работяги, девять часов на работе, дети в школе, тесть и теща в РФ, по пятницам - пиво, когда река замёрзла - рыбалка.
Обычный средний русский совсем не против Латвийской Республики, худо-бедно научился говорить по-латышски и веселит своим акцентом продавщиц на рынке, считает 18-е ноября неплохим выходным днем, по российскому ТВ смотрит только КВН и Что-Где-Когда. Он привычно воспринимает государство как орла, понемногу выклевывающего его налоги, да придумывающего, как бы еще осложнить ему жизнь, но в целом, живет и не тужит, занимая до получки в эсэмэс-кредите.
Сейчас государство устами неприятного Шадурского ему сообщает - мы решили создать дополнительные проблемы для твоих детей-школьников. Ты хочешь знать - зачем? А захотелось!
К сожалению, многие, слишком многие латыши поддерживают именно такой подход к "русскому вопросу". Нет, вы не подумайте ничего плохого, русский Василий из автосервиса хорошо чинит машину, еврейка Марина делает красивую стрижку, а украинец Вадим иногда подвозит до дома, но в целом русские школы надо запретить, потому что... кстати, а почему?
Объяснить необходимость реформы не удается. Да и некуда объяснять - мнение бетонного куба никого не волнует. Они должны знать свое место, вот и всё. Позвать русских к обсуждению возможно существующей проблемы их школ? - Бред какой-то, правда? А ну как выяснится, что они способны разговаривать, да и проблемы русских школ на самом деле нет.
Взамен тот самый русский работяга начинает видеть во всех латышах такую же серую бетонную стену, только с пипаркрустом вместо серпа и молота - и ему уже наплевать, что латышское общество тоже сильно разнородное, со многими партиями и идеями, от зигующего на крайне левом фланге Шишкина-Сиськина до горстки либералов, способных на равных говорить с горсткой русских либералов. И с той же массой простых людей в середине.
Но вот как получилось, что эти люди так рьяно защищают реформу, которая их не касается и не хотят слышать мнение тех, кого она касается? Почему?
Грустно. И выхода я не вижу, если только через аэропорт. Хотя, в Эстонии вроде получилось начать разговаривать?
P.S. В случае если после моего текста введут налог на негражданство, требую себе отчислений