"В течение многих лет Государственная полиция не знала, как предотвратить нарушения закона своими же сотрудниками. Таков вывод Бюро внутренней безопасности. Глава госполиции не согласен с суровой оценкой. А министр внутренних дел ждёт конкретных действий, сообщает передача «de facto» на Латвийском телевидении, - пишет "Латвияс Авизе".
Число преступлений, совершенных полицейскими, не уменьшается - за последние два года было возбуждено 149 уголовных дел из-за преступлений полицейских. Чаще всего — за насилие или злоупотребление служебными полномочиями, разглашение конфиденциальной информации, мошенничество или присвоение чужого имущества в небольших объёмах.
Только за последние несколько месяцев мы узнали, что трое полицейских в Риге задержаны за организацию доставку нелегальных товаров в так называемые точки. Двое полицейских в Латгале — за взятки от водителей. Сотрудник полиции Рижского региона - за то, что он долгое время заправлял казённым топливом частный автомобиль и, возможно, такси.
Задержан также начальник патрульной полиции Вадим Юник. Его область ответственности — дорожная полиция, патрульная полиция и конвоирование.
Прежде Юник многократно получал награды за работу, в том числе - орден Виестурса. Именно этот случай — самый горький для руководства полиции.
Инт Кюзис, начальник госполиции, не скрывает того, что испытывает скверные ощущения, ведь с этими людьми был знаком лично и ему было очень неприятно сознавать, что они нарушали.
С точки зрения Бюро внутренней безопасности, самое худшее, возможно, даже не то, что на 7 тысяч полицейских из состава госполиции за 2 года заведено 149 уголовных дел, а вывод, что количество преступлений, совершенных полицейскими, не уменьшается. Хотя причина якобы давно известна. И она заключается в структуре самой полиции.
«Опять же, это вопрос контроля, вопрос о том, надлежащий ли контроль, и есть ли он вообще? И как реагируют на такие ситуации, если они вскрывались ранее?», - говорит Валтерс Мурниекс, начальник Бюро внутренней безопасности.
Да, вскрывались. Например, на тот факт, что полицейские, возможно, воровали топливо, уже обращал внимания Государственный контроль. В 2011 году он сделал вывод о том, что в полиции недостаточно контролируется учёт топлива и выдача путевых листов. И предложил это устранить. Но даже три года спустя - в 2014 году поступали сообщения о том, что полиция использует транспортные средства не только для служебных обязанностей. Ездят в то время, когда не работает GPS.
В 2014-м году против четырёх должностных лиц возбуждаются дисциплинарные дела. Все заканчивается замечаниями. Кроме того — в полиции создаётся подотдел по контролю при отделе снабжения и ремонта транспорта. Его задача - следить за тем, как используются служебные автомашины.
Но и год спустя - в 2015 году Госконтроль в ходе выборочной проверки, в 17% случаев обнаруживает значительные несоответствия между проездом и документами по списанию топлива.
Кроме того, в 46% маршрутных и путевых листов не указаны все поездки. Например, в «бумагах» написано, что полицейский автомобиль использовался 21 день, а согласно GPS, на самом деле это были 29 дней. И сейчас полиция намекает, что казнокрадство, вероятно, предотвратить может только технический прогресс. Следующей весной 200 автомобилей обещают оснастить новой системой.
Однако, если руководство полиции считает, что человеческий фактор следует максимально исключить, то контролирующие органы говорят обратное. Мурниекс: «Прежде чем взвешивать покупку дорогостоящего оборудования, стоит рассмотреть более простые и эффективные методы, надо просто работать и менять отношение коллег к внутренним обязанностям. Чтобы всем было понятно, почему тот или иной сотрудник приходит утром на работу, и что он должен выполнять. Не может быть ситуации, чтобы начальник не знал, что делают подчинённые в течение дня, месяцами и годами».
Самый высокий уровень начальства, или политический уровень, который за происходящее в полиции ответственен перед избирателями — это министр внутренних дел. Каковы его выводы? «В любом случае, в какой-то момент, образуется сумма слагаемых, которая совершенно определённо вынуждает принимать какие-то решения. И, со своей стороны, могу сказать, что я говорил с начальником государственной полиции и, конечно же, буду говорить ещё. Потому что эта ситуация, конечно, для меня неприемлема», - говорит министр внутренних дел Рихард Козловскис ("Единство").
Обещания мы слышали и ранее. Вопрос в том, найдут ли способ добиться реальных изменений в положении, которое полиции чести не делает."