Литва подсуетилась и выдала на гора цифру 800 млрд долларов в сегодняшних ценах. Похоже действуют и другие страны Европы, только акценты другие. Греция выставила Германии счет в 350 млрд евро. В Польше сейчас трудится парламентская комиссия, которая оценила разрушения во время немецкой оккупации. По примерным оценкам это 900 млрд евро.
Одновременно Польша хотела бы получить компенсации у России. Можно было бы удивиться — как же так — спрашивает Лоренц. — Ведь красная армия помогала полякам избавиться от нацистов, в боях на ее территории пало 600 000 советских солдат.
Ответ надо искать в пакет Молотова-Рибентропа, заключенного в 1939 году, уверен автор. Где Германия и Россия договорились о распределении сфер влияния в Польше и Балтии.
Именно действия Польши ясно напоминают нам очевидные факты, что оккупации сог стороны Советского Союза и Германии, преступления как большевиков, так и нацистов как в Польше, так и в Балтии не отделимы друг от друга, что это взаимосвязанные вещи.
Если бы не было пакта Молотова-Риббентропа, тогда по рижским улицам 17 июня 1940 года не ездили бы советские танки. Не было бы депортаций 14 июня 1941 года и вырытых во дворе Центральной тюрьмы могил жертв ЧК. Не было бы рижского гетто, румбульской бойни, павших парней легиона СС и вывоза 25 марта 1949 года.
Если в Европе сегодня есть какие-то страны, которые действительно заслужили материальную компенсацию не только от Советского союза, но и за ущерб, причиненный во время нацистской оккупации, то это три балтийские страны, уверен Лоренц. И не только потому, что пострадали также, как Греция или Польша. В то время, когда Советский союз получал репарации от Германии, три балтийские страны были оккупированы. Поэтому они не могли свободно использовать полученные в качестве репарации материальные ценности.
Кто-то может сказать — о таких вещах лучше не говорить. Германия — дружественная Латвии страна, наш союзник в НАТО и ЕС. Но подумайте о такой ситуации — два преступника запланировали и совершил множество убийств, из-за которых попали на скамью подсудимых. И вдруг кто-то из родственников жертв говорит — знаете, этого вот одного убийцу нельзя судить, он нам сейчас кажется таким милым.
Абсурд? — Спрашивает автор. — Точно так! Мораль сей басни такова: если страны Балтии готовы выставить счет России, как преемнице СССР, тогда полностью нелогично отказываться от требования к Германии. Вопрос, скорее, вот о чем — хватит ли нашим политикам смелости требовать компенсации не только у России, но и у Германии?