""Северный поток — 2» предусматривает строительство газопровода мощностью 55 миллиардов кубометров. Вместе с «Северным потоком — 1» речь уже о 110 миллиардах кубометров. У Газпрома в таком случае появится неограниченный доступ к Германии — крупнейшему рынку. Ясно, что это негативно повлияет на конкурентоспособность и трансграничную торговлю, безопасность поставок. Любой прорыв обернется серьезными проблемами для Европы, потому что через один коридор будет направляться огромное количество импортируемого из России газа, что, во-первых, подорвет транзит через Украину, во-вторых, неблагоприятно повлияет на страны Южной и Восточной Европы." - пишет Райвис Швейцарс в "Латвияс Авизе", перевод Иносми.
Россия уже высказывалась о желании сократить транзит через Украину, и это затронет также южные страны — им газ придется получать с запада по более длинному пути, чем с Украины. Это сразу же увеличит затраты для региона, которому и без того сложно. И цены, разумеется, вместе с этим станут выше», — подчеркнул на заседании комитета Европейской комиссии по промышленности, исследованиям и энергетике директор Директората по вопросам внутреннего энергетического рынка Европейского союза Клаус-Дитер Борхардт.
Борхардт указал, что необходимо разработать четкое регулирование для контроля за работой газопровода, что станет очередным ударом по его созданию.
Любая новая регула, закон или требование загоняют проект все глубже в болото, затормаживая его реализацию на месяцы и годы и отпугивая тем самым иностранных инвесторов, у которых сейчас есть бизнес-интересы в «Северном потоке — 2».
Как отметил накануне член упомянутого комитета от Латвии Кришьянис Кариньш, на самом деле компании — французскую ENGIE, австрийскую OMV, германские E.ON и Wintershall и нидерландскую Shell — вовсе не интересует строительство нового газопровода, который, скорее, принесет убытки. Однако участие в проекте даст возможность доступа к сибирским газовым месторождениям, а это лакомый кусок. Борхардт подчеркнул, что при подготовке регулирования следует вести переговоры, в том числе и с Россией, но для этого Европейской комиссии необходим соответствующий мандат от Совета ЕС.
Сейчас такой мандат поддерживают только семь-восемь стран, несколько занимают нейтральную позицию, а более десяти не поддерживают. Европейская комиссия, принимая во внимание такую юридическую неопределенность, в будущем году представит предложения по законодательству об общих правилах касательно газовых трубопроводов. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ожидает, что эти предложения будут приняты и вступят в силу не позднее конца 2018 года.
Кариньш считает, что если бы у Брюсселя действительно была власть, то проект «Северный поток — 2» уже давно был бы приостановлен,
потому что большинство политических партий против строительства газопровода, который противоречит выдвинутым ЕС целям в энергетической сфере — диверсификация источников поставок и снижение зависимости от импорта. Впрочем, европарламентарий не смог сказать, когда появятся какие-либо важные новости в связи с «Северным потоком — 2».
Для того чтобы проект продвигался вперед, необходимо особое «благословление», которого, по всей вероятности, не будет, но и просто приостановить проект тоже нелегко.
«Если бы Германия не хотела реализации проекта, то он давно бы лопнул. Но в Германии коалиция всегда состояла из правых и левых центристов, или социалистов, которые в течение длительного времени поддерживали сотрудничество с Россией. Сейчас и христианские демократы Ангелы Меркель, и зеленые — против, а со свободными демократами непонятно… Если и их удастся убедить в плохой сути проекта, то будет легче», — сказал Кариньш.