"«Мужская сила в яйцах. Стероиды надо использовать всем мужчинам старше 40 лет, конечно, в небольших дозах, без перегибов. Спортсменам, естественно, это категорически противопоказано. Я сам готов ловить и наказывать тех, кто людям в возрасте до 30 лет даёт запрещённые препараты, потому что люди, особенно те, кто моложе 20 лет, глупы», - сказал в беседе тяжелоатлет Виктор Щербатых, с которым я побеседовал, расследуя обстоятельства смерти молодого спортсмена. Но все ли так просто? Латвия является одной из пяти стран ЕС, где распространение допинга не криминализировано (например, в отличие от изготовления, покупки, хранения, транспортировки наркотиков), -пишет Артис Дрезиньш в "Латвияс Авизе".
Есть данные о том, что в 2019 году Латвия может получить предупреждение о необходимости криминализации допинга, в противном случае спортсменам из Латвии, которые представляют спортивные федерации, признанные Международным олимпийским комитетом или Всемирным антидопинговым агентством, могут запретить принимать участие в международных соревнованиях. И речь не только о профессиональном спорте, но и о том, что происходит в фитнес-залах и других местах накачивания мышц.
Будь проклят тот день
Райнис Кундзулис, 23-летний пауэрлифтер, 14 марта 2016 года должен был лететь в Австралию, чтобы участвовать в турнире имени Арнольда Шварценеггера. Но за три дня до вылета он внезапно почувствовал себя плохо, и после трёх недель в коме он умер.
«Будь проклят тот день, когда я привел своего сына в Добельский клуб «Gold Barbell» в 2011 году. Его владелец и тренер Иварс Цирулис узнал о результатах сына и пригласил его. До этого Рейнис тренировался в Кандавском профучилище - там все было в порядке, был надёжный тренер Раймонд Эгле. Я не думаю, что первые результаты после тренировок в Добеле: 230 кг в жиме лежа, были получены с помощью допинга. Однако, когда сын поднял 260 кг в 2015 году в Москве ... Но сын ничего не рассказывал. Дома на полке стояли только легальные пищевые добавки. Он уже был взрослым человеком, работал. Что я могу проконтролировать ... »- говорит Айнар Киндзулис.
«В четверг, 10 марта, Рейнис был на тренировке. В пятницу он почувствовал себя плохо, в субботу - совсем плохо. Я позвонил тренеру Цирулису, и он привел какого-то врача, который вколол сыну лекарства, но лучше не стало. Мы отвезли его в больницу Кулдиги, откуда в воскресенье он попал в Вентспилсскую больницу. У сына отказали почки, лёгкие, печень, работало только в сердце. У него, у которого всегда все было в порядке со здоровьем, и были хорошие анализы ... Так он в коме пролежал три недели. Врачи, в том числе из Риги, сделали все, чтобы спасти сына.
Еще будучи в сознании, Рейнис сказал мне, что в четверг, без присутствия медиков на тренировке ему что-то вкололи в вену. Тренер это отрицал»,
- рассказывает А. Киндзулис. Он не винит этот вид спорта, везде есть тёмные стороны. Но молодые люди просто так не должны умирать. Отец видит вину тренера - позже он посмотрел в телефон умершего сына и распечатал его переписку с тренером, где оба писали о всяких веществах: что необходимо, где что получить, и т. п.
Тренер: «Рейнису допинг я не давал»
Тренер И. Цирулис не отрицает, что после смерти ученика ему тяжело было общаться с его отцом. «Я не упрекаю отца в его чувствах. Но я не давал Рейнису допинг, и я не знаю, употреблял ли он что-либо. Не хочу спекулировать подозрениями. Каждый взрослый должен сам отвечать за себя», - говорит И. Цирулис, отрицая, что сам использует запрещённые вещества. На вопрос употреблял ли он их когда-либо ранее, от ответа уклонился.
Отцу тренер рекомендует не быть наивным и сравнить результаты сына: в возрасте 17 лет, когда он еще тренировался в другом месте, то мог поднять 150 кг, в течение полугода улучшив результат до 205 кг, а в клубе “Gold Barbell” ему требовалось три года, чтобы с 210 кг подняться до 260 кг. «Рейнис был талантливым, но не настолько, чтобы за полгода добиться такого прогресса. Когда он пришёл к нам, он был сильнее и самого меня, и всех других, кто тяжело тренировался по нескольку лет. Это было что-то нереальное! »- вспоминает тренер.
«Смерть Рейниса — это самый большой удар в моей жизни! Все время мы проводили вместе. После этого случая я зарёкся брать учеников моложе 20 лет, которых не могу и не хочу контролировать. Сейчас я тренирую детей и молодёжь, которые занимаются тяжёлой атлетикой и атлетическим троеборьем. Да и команда «Gold Barbell» после смерти Рейниса распалась. Теперь мы каждый за себя. Клуб существует».
А. Киндзулис рассказал, что в месяц давал 1000 евро сыну на тренировки, перед соревнованиями - даже 2000 евро, правда, не интересуюсь, на какие цели. И. Цирулис хватается за голову, услышав о таких суммах: по его мнению, столько денег невозможно потратить ни на какие вещества, ни законные, ни незаконные. Из других источников, однако, я узнаю, что 1000 евро - это деньги, которые пауэрлифтеры высокого уровня ежемесячно тратят на стероиды, гормональные и другие препараты, которые считаются допингом.
Следует, однако, отметить, что ряд веществ и препаратов, которые в спорте считаются допингом, используется в медицине: как в виде различных стероидов и гормональных препаратов, например, после операций, травм, и их можно купить в аптеке по рецепту. Например, тот же милдронат — за его использование спортсмену угрожает дисквалификация на несколько лет, а для простого человека врач может его спокойно выписать как лекарство.
У врачей появились подозрения
А.Кундзулис в беседе со мной говорит, врач Вентспилсской больницы вынудила тренера сказать, что именно было в четверг - что ввели Рейнису в вену, чтобы врачи знали, как лечить. Но это парня не спасло. Тренер И.Цирулис рассказывает мне: «Я сказал матери Рейниса и врачу, что в четверг Рейнису в вену вводили рингер. Это физиологический раствор, ничего запрещённого. Мы все сами научились делать друг другу уколы в вену. Врач тоже сказал, что в этом нет ничего сверхестественного. Многие спортсмены делают это, чтобы разжижать кровь и предотвращать риск образования тромбов, потому что после тяжёлой тренировки и потоотделения у многих кровь становится густой. Так было и с Рейнисом».
Однако врачи этому до конца не поверили и записали в истории болезни: «5-го апреля умер Рейнис Киндзулис, который, возможно, ранее употреблял запрещённые медикаменты и токсичные вещества». По этой причине Государственная полиция возбудила уголовное дело. Его, правда, прекратили из-за отсутствия доказательств. Кроме того, судебно-медицинская экспертиза не обнаружила в теле Рейниса следы запрещённых веществ. Смерть наступила от пневмонии (воспаления легких) и сепсиса (отравления крови). Примечательно замечание эксперта: «Использование пищевых добавок и стероидов перед поступлением в больницу могло привести к изменениям в общем состоянии организма во время болезни».
На вопрос о ее подозрениях о связи использования запрещённых веществ со смертью Рейниса, и вопрос о том, почему экспертиза ничего не нашла, доктор Линда Мичуле отвечает так: «Разве в экспертизе все вещества искали?» Больше никаких комментариев по данном инциденту после консультации с юристами больницы, врач не предоставила."