«В этой беспрецедентной ситуации вполне законно, что страны-участницы ЕС принимают чрезвычайные меры для защиты своих граждан и преодоления кризиса. Однако мы глубоко обеспокоены риском нарушения принципов верховенства закона, демократии и основных прав в результате принятия определенных чрезвычайных мер.
Чрезвычайные меры должны быть ограничены тем, что строго необходимо, должны быть соразмерными и временными по своему характеру,
подвергаться регулярному контролю и уважать вышеупомянутые принципы и обязательства международного права.
Они не должны ограничивать свободу выражения мнений или свободу прессы.
Нам необходимо совместно преодолеть этот кризис и совместно отстоять наши европейские принципы и ценности на этом пути. Поэтому мы поддерживаем инициативу Европейской комиссии по контролю за чрезвычайными мерами и их применением для обеспечения соблюдения фундаментальных ценностей Союза и предлагаем Совету по общим вопросам заняться этим в случае необходимости».
Первой страной, опубликовавшей это заявление, уже вечером среды стала Греция. Затем, все еще в среду, это сделали Нидерланды. Именно голландская публикация послужила основой для многих статей крупных европейских СМИ, в которых отмечалось, что, судя по списку стран, подписавших заявление, о судьбе демократии беспокоятся исключительно государства «старой Европы». Но это не так.
Утром Министерство иностранных дел Латвии также поддержало эту инициативу.
Вскоре МИД Бельгии изменил первоначальное сообщение, добавив Латвию в список стран.
Как выяснилось в Министерстве иностранных дел, Латвию не просто пригласили подписать совместное заявление — она с самого начала участвовала в его разработке.