Такая картина вырисовывается исходя из количества вакансий, опубликованных выпускниками на Cv.lv по категориям должностей в 2021 году по сравнению с выпускниками вузов по образовательным программам. Самый существенный урон в и без того снижающейся демографии заключается в том, что кадров не хватает именно в тех отраслях экономики, где возможно создать наибольшую добавленную стоимость. А именно, такой диссонанс между образованием и практическим спросом подрывает ожидания будущего роста.
Предприниматели из разных отраслей давно говорят - не хватает различных инженеров, конструкторов, технологов, химиков, ИТ-специалистов и т.д., но от этих криков помощи в последние годы ничего не изменилось. Исследование Юриса Пайдерса по данным ЦСУ о выпускниках вузов в 2021 году показывает, что больше всего дипломов (почти 2,3 тысячи) получили выпускники по специальностям управления и администрирования.
В свою очередь, только 14 выпускников получили диплом в области технологии деревообработки и производства продукции. Следует отметить, деревообработка - это одна из важнейших производственных и экспортных отраслей Латвии. Если предположить, что 2278 управленческих и административных специалистов все как один ломанутся управлять столярами, то получается, что на каждого столяра приходится более 162 менеджеров или управляющих. Пищевая промышленность – одно из тех направлений, которое, наряду с деревообработкой, имело, есть и будет иметь большой потенциал роста, но в 2021 году только 41 выпускник получил диплом пищевого технолога.
Понятно, что мечта стать высокооплачиваемым менеджером, у которого будет хорошее кресло и хорошая зарплата, естественна и понятна, однако, именно исходя из такого мышления, стоило бы обдумать расходование средств госбюджета.
С другой стороны, опубликованные Cv.lv вакансии по категориям должностей в 2021 году показывают, что наибольшее количество объявлений было для специалистов по информационным технологиям - более 10 000, по техническим наукам более 5 600 объявлений, по производству - более 4 500, по телекоммуникациям и электронике – более 2100, в фармацевтике – более 1100. По словам предпринимателей из нескольких отраслей, вакансии инженеров и IT-специалистов – повседневное явление. В то же время такая ситуация не способствует возможному росту указанных отраслей, а значит увеличению количества занятых, более высоким показателям экономической активности, а поступлению налогов в государственную казну.
Самым простым и, пожалуй, одновременно самым сложным было бы сбалансировать предложение на рынке труда со спросом. Как это сделать?
Большинство дефицитных специальностей требуют знаний по химии, физике, математике, биологии. Для того, чтобы университеты могли готовить молодых людей по конкретной профессии, необходимо соответствующее среднее образование. К сожалению, большинство школьников бросают изучение химии, физики и даже математики уже в средней школе, насколько это возможно и при первой же возможности. В школе продолжают избегать физики и химии, потому что путь уже проложен и изменить его сложно. Это, в свою очередь, означает, что после окончания средней школы нет возможности передумать и пойти учиться на инженера. Значит, корень проблемы нужно искать не у дверей вузов или средних школ, а уже в начальной школе!
Одним из решений, которое уже практикуют некоторые вузы, являются специальные курсы, дающие возможность узнать то, что было упущено в старшей школе. Во все времена, не только сейчас, отсев во время учебы — проблема. Примерно к 30 годам есть вероятность, что человек вспомнит свою родину после значительного периода работы за границей и начнет иначе думать о своей карьере, но способность к получению знаний снижается, и то, чему он научился, будет забыто.
В данном случае наш вопрос закономерен - кого это волнует? Мы знаем, что об этом заботятся предприниматели и некоторые университеты. Вопрос конкретнее: "Кого это волнует в правительстве и Сейме?"