Министерство финансов взвешивает возможность повысить с будущего года акциз на бензин на 4,1 цента за литр, а с 2020 года - еще на три цента. Ставка налога на дизтопливо будет на 4,5 цента выше в 2018-м и еще на 5,7 цента
Продавцы топлива говорят: замысел не осуществится в полном объеме, потому что возрастет удельный вес топлива, которое жители Латвии станут закупать за границей. Экономисты склоняются к мысли, что повышение акциза даст лишь часть запланированных поступлений, и тогда Латвии придется вернуться к дискуссии об изменении налога на добавленную стоимость (НДС).
Ставку акцизного налога для топлива уже повышали в 2016 году. На не содержащий свинца бензин – с 411,21 до 436 евро за тонну, для «дизеля» с 332,95 до 341 евро за тонну, а на сжиженный нефтегаз со 161 до 206 евро за тонну. И цена бензина в связи с повышением акциза тоже подросла – примерно на 4 цента за литр.
Замгоссекретаря Минфина Илмар Шнюцинс теперь поясняет, что в соседней Эстонии акциз выше, и его продолжают там повышать. По его утверждению, «сходные тенденции будут и в Литве», поэтому Латвии важно не отрываться от соседей. К тому же снижение подоходного налога с населения с 23% до 20% даст общий рост покупательной стоимости.
Однако Ассоциация торговцев топливом сомневается в сбыточности планов Минфина. Реальное удорожание в рознице может оказаться выше, ведь заложенный в цены акциз еще раз облагается «сверху» - еще и НДС. Торговцы опасаются снижения объемов продаж.
К тому же, по словам главы ассоциации Мартиньша Стиранса, как только в стране повышают акциз на топливо – появляется целая прослойка потребителей, дружно едущих заправляться в соседних странах. И если Латвия повысит свой акциз или приблизит его к эстонскому, а Литва не повысит – все поедут в Литву, потребление в Латвии сократится, и математические прогнозы Минфина не оправдаются. Столько, сколько планирует министерство, собрать точно не удастся.
Эксперт банка SEB по макроэкономике Дайнис Гашпуйтис считает, что одним только повышением акциза на топливо не обойтись – нужны и другие налоговые поступления, чтобы компенсировать недобор, который возникнет у государства в кармане в результате реформы:
«До сих пор особо не трогали изменения основных ставок НДС, но если не будут найдены компенсационные механизмы – мы еще к этому вопросу вернемся, и опять пойдет речь о сниженных ставках, которые можно повысить до размера основной. Нужно считаться с тем, что не во всем будут выгоды, и цены повысятся».