"Высокий уровень неравенства создается из-за того, что в Латвии низкие налоговые поступления, которые могут быть использованы для предоставления социальных пособий", - сказал представитель генеральной дирекции Еврокомиссии по экономике и финансам Ингарс Зуструпс. В свою очередь, госсекретарь Минблага Ингус Алликс апеллирует к новому правительству, которому придется принять важные и сложные решения - найти в рамках общественных средств, доступных в госбюджете, финансирование для реформы соцподдержки.
Бедность - не та тема, внимание на которую следует обращать только перед выборами, считает Алликс: "Как минимум 10 лет, со времени последнего экономического кризиса, в государстве думают, как уменьшить бедность, но до решений дойти трудно. Это связано с ограниченным финансированием - при наличии того, что мы способны произвести и переделить потом в госбюджете, трудно выбрать приоритеты по выделению этого финансирования.
Приходится констатировать, что ни одно социальное пособие не привязано ни к какой экономической величине", - признает Алликс, и именно поэтому правительство в 2014 году приняло решение провести реформу соцподдержки, привязав минимальный доход к экономической величине, при изменении которой менялся бы и размер пособий. Минимальный порог доходов регулярно пересматривался бы. Впрочем, придется напомнить, что реформа сдвинулась с места фактически лишь в 2021 году, причем не без помощи силы извне (инициатива омбудсмена, приговоры Конституционного суда).
Еще один показатель, влияющий на социальное неравенство, по мнению эксперта Ингарса Зуструпса, - это финансирование в процентах от ВВП, выделяемое на соцзащиту. В Латвии оно - не самое наименьшее в ЕС, но этого нельзя сказать об эффективности соцпособий. Зуструпс также признал, что главный недостаток системы пособий в Латвии - они слишком малы. Ни в одной стране, где ситуация улучшилась (пример - Польша), это не произошло за счет улучшения рынка труда. Однако, согласно данным, Польша тратит значительно больше средств на соцподдержку.
Тем не менее удельный вес людей, которые не могут удовлетворить свои базовые потребности, в Латвии - не самый высокий в Европе. Это также может быть связано с методами учета нуждающихся. И все же 26 % населения Латвии подвержены риску бедности.