Предположу, что Германия по объему критики будет находиться сразу за Россией. Конечно, причины критики и характер критики кардинально отличаются. Но зачем критиковать Германию? Почему эта критика повсеместна - от маргинальных анонимных профилей в Твиттере до высших должностных лиц страны и даже МИДа. Разве это, как говорят латыши, уже не за гранью?
Это только кажется, что критики выдвигают обвинения, потому что они внимательно изучили поведение Германии и видят определенные недостатки в официальной политике Берлина. Только кажется, что причина этой критики в том, что сама Латвия бескорыстно и незамедлительно помогла Украине всем, чем могла, сделав для размеров нашей маленькой страны относительно больше, чем немцы, британцы или американцы.
Но нет, несмотря на восторг СМИ, наша помощь важна, но она далеко не решающа для успешной обороны Украины от агрессора (интересно было посмотреть, как эстонское и латвийское телевидение почти одновременно заявили, что их страна первая по объему помощи, оказанной Украине).
Нет, Латвия кричит на Германию, потому что мы панически боимся!
Может быть, боимся не столько того, что Латвия будет следующей - в этом смысле латыши в целом убеждены, что Россия неготова к новой войне в ближайшем будущем. Но мы действительно боимся, что гарантии безопасности великих держав не сработают. Что если наступит час, который никогда не наступит, то в столицах самых могущественных стран произойдет нечто такое, что оставит нас без защиты или, во всяком случае, недостаточно защищенными перед врагом.
В прошлом году украинский посол в Берлине оскорбил канцлера Германии сравнением с ливерной колбасой. Киев даже заявил, что визит президента ФРГ не приветствуется, хотя в то время уже полным ходом шли визиты представителей ЕС, Великобритании, стран Балтии и других государств. Несмотря на все это, Берлин продолжал помогать Украине.
На самом деле, Берлин занимает третье место по объему военной помощи, сразу после США и Великобритании. И задолго до того, как (если вообще когда-либо) американские танки "Абрамс" достигнут Украины, туда прибудут немецкие "Леопарды", как из арсеналов других стран, так и из самой Германии.
Это очень трудное решение для страны, которая и сейчас продолжает платить как моральную, так и финансовую цену за последствия Второй мировой (например, за жертв Холокоста; а Польша уже потребовала 1,3 триллиона евро за последствия войны).
Но это не спасает немецкое руководство от латвийской критики. Не потому, что мы не любим Германию, а потому, что мы боимся. Буквально каждый спровоцированный Россией конфликт сопровождается в Латвии мантрой о том, что мы находимся под защитой пятого пункта договора НАТО. И все же мы требуем, чтобы это говорилось снова, снова и снова...
Мы боимся, потому что слишком мало делаем для защиты собственной страны и слишком многого ждем от других.
Трудно скрыть наши надежды на то, что в случае военного конфликта за Латвию будут сражаться другие. Мы боимся, потому что наша армия слишком мала, а война в Украине показала, чего нам все еще многого не хватает в плане оборудования, чтобы успешно защищаться в случае нападения.
Но мы преодолеваем свои страхи не путем рациональной милитаризации нашего мышления, не путем обучения самозащите и оснащения новейшим и наиболее эффективным оружием (включая создание мощной военной промышленности для собственных нужд), а крича на других.
Германия - флагман Европы, и она не отвечает на такие завывания. Такое вытье идеально для тренировки голосовых связок как в преддверии выборов, так и в повседневной жизни. Но оно не является ни уважаемым, ни рациональным повелением, хотя бесспорно, международное давление сыграло важную роль в последних решениях Германии".