До сих пор комиссии ученых не удалось получить доступ к объему данных, хранящихся в Бюро по защите Сатверсме – часть архива КГБ в свое время была передана этой спе
Тем не менее, комиссия надеется, что двум историкам дадут допуск к гостайне, которого требует Бюро по защите Сатверсме от желающих изучать секретные документы советского времени. «С этим нет никаких проблем», - считает член комиссии, судья Юрис Стуканс.
Ритвар Янсонс, однако, отметил: у него нет сомнений, что компетенция и опыт того же Стуканса позволяют ему изучить документы КГБ, но он не мог бы сказать того же о двух других исследователях, которые вызвались получить допуск к гостайне, чтобы поработать над архивом – ведь эти двое даже не члены комиссии. «Будут ли они еще квалифицированными для этой большой работы», - говорит Янсонс.
«В центре документирования последствий тоталитаризма – вы действительно сможете эти документы до мая изучить, если сами члены комиссии туда не ходят, но посылают исследователей, которых вы не можете назвать?» - возразил Янсонс на вопрос Стуканса, почему он сомневается в способности комиссии выполнить поручение правительства.
В то же время депутат признаёт, что фракция нацблока в Сейме будет настаивать на том, чтобы срок, отведенный комиссии на работу и написание заключения и рекомендаций Кабинету министров об архивах КГБ, не был продлен. Депутат Сейма от оппозиционной партии «От сердца – Латвии» Рингольд Балодис также сомневается, что следует дать комиссии больше времени- он убежден, что «мешки ЧК» в будущем году должны быть открыты.
Согласно закону, принятому Сеймом в 2014 году, по окончании работы ученой комиссии, то есть в конце мая 2018-го, должны быть опубликованы архивные документы КГБ – правда, лишь в том объеме и те, как укажет Кабинет министров.
Глава комиссии историков Карлис Кангерис ранее заявил, что ученым не дают возможности свободно ознакомиться со всеми имеющимися данными. Кроме того, в публичном пространстве звучат призывы не разглашать имена тех, кто сотрудничал с советскими органами внутренней безопасности, и сомнения в том, что архивным данным можно доверять, потому что КГБ ими, возможно, манипулировал и подтасовывал сведения.
Но звучат также допущения, что к содержимому архивов приложили руку и спецслужбы независимой Латвии. В частности, в передаче LTV De facto 12 ноября сообщалось, что из базы данных КГБ «Дельта», содержащей сообщения агентов и учетные карточки, стирается важная информация. Комиссия историков, расследующая деятельность КГБ в Латвии, обратилась к президенту Раймонду Вейонису с просьбой отменить закон о КГБ и предать огласке содержимое архивов.
Необходимость такой меры поддерживает и известный режиссер, автор фильма о судьбе латвийских ссыльных в Сибири «Хроника Мелании» Виестур Кайриш, лауреат национальной кинопремии «Большой Кристап». Его эмоциональное выступление на вручении наград вызвало в латвийском обществе новую волну дискуссии о «мешках ЧК».
«У меня такое ощущение, что не только Россия их использует, потому что у них есть эта информация – что там, в этих мешках, – но и латвийское государство информировано, что там. И все со всех сторон дергают этих бедных людей, и они вынуждены сотрудничать. Я хочу их освободить», — заявил во всеуслышание режиссер.
Комментируя призывы открыть архивы КГБ, бывший президент Вайра Вике-Фрейберга заявила, что опубликовывать «голые списки» было бы безответственно. Она отметила, что КГБ редактировал эти документы и делал это явно не из благих намерений. Возражает против «бездумной» полной публикации содержимого архивов и советница президента по законодательным и юридическим вопросам Кристине Яунземе.