Но он отмечает, что если бы продолжился согласованный с международными законами процесс деоккупации Латвии, то страна снова стала бы землей латышей. Однако требования деоккупации были проигнорированы. Поэтому логичнее задать другой вопрос: кто управляет Латвией? По убеждению Рожкалнса, этой страной вот уже 76 лет правят партийные секретари.
Он также не согласен с сентенцией Людовика XIV, который сказал: «Государство — это я!» К Латвии она не применима, поскольку латыши лишены почетного права граждан государственной нации. Собеседник издания напоминает, что из знаменитой преамбулы к Конституции Латвии правящей коалицией были вычеркнуты статус государственной нации для латышей и их неотъемлемые права на самоопределение. Вместо этого появился невразумительный «латвийский народ». Однако его могут составлять русские, китайцы, арабы.
«И у них на мою землю такие же права, как у меня — латыша», — с горечью говорит Янис Рожкалнс.
На упрек журналиста в том, что латыши во время Атмоды сами не нашли в себе достаточно сил, чтобы побороть правящих Латвией партийных секретарей, диссидент вынужден был согласиться и заявил, что у Латвии один выход — снова вернуться во времена Атмоды. Возвращаясь на четверть века назад, он признает, что тогда у латышей не было достаточного ресурса — люди были после 50 лет безжалостной оккупации и промывки мозгов коммунистической пропагандой.
Была надежда на приход лидеров из латышской эмиграции — Тримды. Однако именно зарубежные латыши вместе с партийными функционерами создали «Латвийский путь». Началось разграбление государства, вместо свободного государства получилось болото.
Рожкалнс говорит о том, что в начале1990-х, в условиях маневрирования между Москвой и США, возможно, трудно было говорить о деоккупации. Хотя в соответствии с Женевской конвенцией у латышей были все права ее требовать. И то, что этого не произошло, он вменяет в вину тогдашним лидерам, заботившимся только о деньгах, власти и славе.
«Сегодня, спустя 26 лет, мы по-прежнему не живем в свободной Латвии. Это всего лишь «модифицированная ЛССР. А весь латышский национализм — это всего лишь фиговый листок. Факельные шествия, праздники песни, столетие... А стоит заглянуть за них — там лишь пустота», — посыпает голову пеплом ветеран национального сопротивления.