Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 14. Декабря Завтра: Auseklis, Gaisma

Латвия без дураков

Наша некогда могучая республика уверенно становится слабее день ото дня, ведь только в прошлом году она лишилась 118 поселков, не считая многих других, сгинувших ранее…

Недавно Государственная земельная служба опубликовала данные, которые заставляют вздрогнуть. По состоянию на 31 января сего года в Латвии зафиксировано 6 659 поселков, а в 2013–м их было 6 777. То есть минус 118. Населенные пункты пропали с карты государства в Бауском, Салдусском, Руцавском, Ауцеском, Гробиньском и Энгурском краях, отдельные поселки — в Кегумсском и Саласпилсском. Заметим: большинство пропали не в Латгалии, но во вполне себе национальном и некогда даже зажиточном регионе Курземе… "ВЕСТИ" решили выяснить: что за населенные пункты пропали — и почему?

В Государственной земельной службе "ВЕСТЯМ" рассказали, что многих поселков больше нет вовсе не из–за того, что там не осталось ни одного жителя (хотя во многих таки не осталось: умотали в Ирландию и Англию шампиньоны собирать!), а в силу стремления самоуправлений "упорядочить свои территории". То есть? Оказывается, по латвийским законам название "поселок" может быть у населенного пункта, где не менее 1 000 зданий. Впрочем, суть от этого все равно не меняется — пропали ведь поселки…

Какие основания должны быть у самоуправлений, чтобы похерить* населенные пункты? В первую очередь, если там нет определенного числа домов и соответствующей инфраструктуры. Например, работает у нас такой Государственный регистр адресов — и в нем значились сотни поселков, где не зафиксировано вообще ни одного здания. Сейчас у этих территорий государство отобрало статус поселка.

Полдома и два жителя

Впрочем, это мы еще малой кровь отделались! Могли ведь и городов лишиться… Я прекрасно помню, как в 2008 и 2009 годах ездил по разным населенным пунктам любимой родины, и чуть ли не в каждом провинциальном городке (а не на хуторе или в селе!) рыдали в голос: вчера в двух наших школах был выпускной, а уже сегодня утром все автобусы до Риги переполнены позавчерашними 12–клашками, которые едут прямиком в столичный аэропорт, а оттуда летят кто в Дублин, кто в Лондон, кто еще куда подальше.

Вы вот были в таком славном городе Яунелгава? Что, даже не знаете, где такой? На левом берегу Даугавы, почти напротив преуспевающего Смилтене. А я вот был там и не знал, чем люди в этой Яунелгаве занимаются? Разве что грибы осенью собирают… А вы думаете, что лучше ситуация в Скрунде? О ее существовании, впрочем, тоже не все знают. И чем там люди живут — загадка для самих людей из этого местечка.

Но уж о Дундаге–то вы, конечно, слышали! А чем там люди занимаются — не в курсе? Вот и я, признаюсь, нет. Есть в Дундаге два–три кафе — для тех, кто едет по туристическому маршруту на Колку и к маяку в Слитере. Есть и старое поместье (его там гордо именуют замком), которое иногда привлекает туристов, возвращающихся с той же Колки. Да, есть еще памятник у дороги — огромный бетонный крокодил. Кто–то всерьез полагает, что он — символ сталинских репрессий и депортаций жителей Латвии. Но нет, земноводное лежит в Дундаге в честь… героя известного фильма о Крокодиле Данди, который из этого городка свалил давным–давно в Австралию и там прославился ловлей зубастых рептилий. Заметьте, он покинул родину — а ему памятник! И власти Дундаги еще лет восемь назад искренне полагали, что из городка все кто куда в ближайшее время свалят; правда, им памятники никто устанавливать уже не планировал…

А знаете ли вы о городке Седа? Он между Валмиерой и Валкой и скоро отметит свое 60–летие. Из некогда значимого промышленного центра, где добывали торф для крупнейших предприятий СССР, власти уже независимой Латвии превратили Седу в самые задворки республики. Из полутора тысяч жителей здесь лишь пара сотен человек занимается добычей торфа; функции полицейского исполняла некоторое время назад преподаватель латышского языка на пенсии; пожарной службы нет; семейный врач — один; школа уже который год еле–еле набирает необходимое количество учеников; столичные маклеры скупают в Седе за копеечные цены квартиры и переселяют в них алкоголиков из Риги, а отопление и горячую воду здесь подключают далеко не каждую зиму…

Такой Седу я видел несколько лет назад. Сомневаюсь, что теперь это город–сад — с учетом печальной демографической ситуации не только в провинции, но даже в столице.

Куда мы без Дирсы?

И тем не менее сейчас в Латвии 76 городов (пока еще), 110 краев и 497 волостей. В прошлом году пропали с карты поселки Брукна в Бауской волости; Ликупени, Гребутниеки, Ренге, Розес (завяли "Розы"!), Яньмуйжа, Вишкерниеки, Рубас Скола, Кивили и прочие в Салдусской волости; в Руцавском крае — Микню, Пиркули, Ючи, Баяриню, Папес Приедиенгалс, Папес Кеню, Мейришке, Зирная, Палайпе, Свилю, Гейстаути и Ликума; в волости Ауце больше нет Крушкалне, Галати, Бунгас (откуда там, право, "Барабаны"?), Кокмуйжи, Путры (и "Каши" там больше не сварят), Илес, Стирнас и так далее.

Но эти поселки выкосило лишь в прошлом году, а ранее Латвия лишилась населенных пунктов с самыми звучными названиями. Пропал крошечный поселок Лондон, что близ границы с Литвой и Белоруссией. Исчез около эстонской границы малюсенький населенный пункт с почти непереводимым названием Дирса (он был, поверьте, в самой… глуши!). Больше вы не найдете на карте поселок (его часть залезала в советские годы в Литву) с названием, пардон, Пьздень. Хочется верить, где–то у меня сохранилась–таки фотография около придорожного знака с ТАКИМ названием, причем еще на русском языке, но найти его, сколько ни пытался сейчас, не смог…

В свою очередь, в Даугавпилсском районе больше нет Парижа. В городской думе еще несколько лет назад помнили историю, как однажды пришла туда бабушка, и когда ее спросили: "Откуда вы — и так устали?", она ответила: "Из Парижа к вам иду — уже целый день, а дороги–то нормальной нет, хотя еще 20 лет назад обещали ее проложить от самого Даугавпилса".

Свершилось проклятье фараонов

После того как Латвия влетела в Евросоюз и пропала граница с Литвой, сровняли с землей и Египет. Там, на нашей земле фараонов, были четыре дома, одна жительница и два кота. Последних я кормил с рук году в 2000–м. Раньше, чтобы попасть в Египет, надо было брать с собой паспорт, поскольку — приграничная зона. А название такое этому месту дал еще в далеком–далеком прошлом его владелец, много лет проживший в настоящем Египте. Впрочем, неподалеку все еще сохранились развалины лютеранской церкви, действовавшей в довоенные годы…

Нет больше в том же районе и поселка Иерусалимка, где в советские годы работала большая свиноферма (серьезно!). Почему у хуторка такое своеобразное название было? Еще в царское время там жил помещик, похоже, еврей, и уже в советские годы это место переименовали соответственно — в Иерусалимку. А по другой версии, поселок назвали так из–за расположенного в дубовой роще еврейского кладбища, которое разрушили в советские годы. А в латвийское время разрушили уже и саму Иерусалимку…

И почти не осталось жителей в латгальских поселках с непростыми названиями — Малые Дураки (Mazie Muļki) и Большие Дураки (Lieli Muļki). О деревнях Большие и Малые Дураки рассказывали в газетах еще в советские годы. Сюда приезжали журналисты даже из России! В какой–то момент власти Латвийской ССР предложили переименовать поселения, но местные жители отказались, ведь название–то — историческое, происходит от рода Мулькисов. Между прочим, в царское время здесь был один большой поселок Meža Muļķi — Лесные Дураки. И если еще лет 15 назад в Дураках жили люди разного возраста — целыми семьями, то сейчас остались лишь старики, своими силами поддерживающие хозяйство. Уже не раз обсуждались, что Дураки пора "упразднить" и присоединить к какому–нибудь соседнему поселку.

И названия Дирса, Пьздень или Дураки карту не очень–то украшают, но жить с ними ведь как–то интереснее, ярче. Ибо они все — часть нашей прекрасной родины, республики Латвия…

* Для тех, кто не знает: слово "херить" — не матерное, произошло не от гордого и всеохватывающего слова из трех букв, а от названия старославянской буквы "херъ" (сокращенно от "херувимъ", "херовимъ"). Похерить — перечеркнуть крестом, буквой хер (первоначально семинаристское выражение)…

12 марта 2015. №10

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Последние десять месяцев в Латвии были теплее нормы

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать
Загрузка

«Не хочу такие ЕС и Латвию. Хватит»: известие о том, какой контент ограничит YouTube, вызвало бурю

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать

Экс-министр Гиргенс: «Я плачу налоги, призываю платить, а что мне за это будет от государства?»

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

Читать

В воскресенье нас ждет сырость и серость, а в Видземе — сильный снегопад

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Читать

Хотел помочь маме и устроил ДТП: происшествие в Пурвциемсе

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

Читать

«Там нет адептов матери Терезы». Почему Израиль провел в Сирии операцию на опережение и чего он ждет?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

Читать

«Сами уже не знают, как свою дурь подчеркнуть!» — народ возмущен исправлениями в детской книжке

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать