Цены на картошку — заоблачные. Не припоминаю, чтобы в первой декаде августа килограмм стоил 50–60 центов. А вкус? Язык не поворачивается назвать то, что нам продают, ранней картошечкой: однообразная, безвкусная масса. Некоторые авторитетные картофелеводы (в их числе Дагния Хинценберга, ее мнение приводил портал press.lv) уверяют, что без химии картошку на продажу не вырастить, и те продавцы, кто предлагает без химии, — лгут. Кому верить? Верно ли, что те, кто выращивает пищевой картофель, находятся в роли падчерицы: государство субсидирует лишь тех, кто выращивает на переработку — пищевой крахмал?
Как говорит бывший руководитель Латвийской ассоциации картофелеводства Илмарс Иммурс, площади под картофель в стране уменьшаются: сейчас это менее 30 тысяч гектаров. Ушли в прошлое и крупные хозяйства, где под "второй хлеб" отводилось по 200 гектаров.
— Они и не нужны, — признается фермер. — Потребление картошки снижается. И не только потому, что народ уезжает: меняется рацион питания…
Сами селяне тоже ищут то, что выгодней. А с хранением картофеля, по словам профессионала, больше проблем и затрат, чем с зерном. Некоторые земниеки уходят в зерноводство. Впрочем, собеседник не разделяет причитания коллег, утверждающих, что государство обидело тех, кто занимается пищевым картофелем:
— Почему оно вообще обязано кого–то субсидировать? Тех, кто, к примеру, выращивают клубнику, тоже не субсидируют, но они не плачутся по этому поводу. А посмотрите, как разлетается их клубника на рынках — настоящая, латвийская. И цены народ не смущают — 4–5 евро за килограмм. Вся проблема в том, как грамотно наладить хозяйственную деятельность. И, если уж ставить точки над i, то и тех, кто выращивает картофель на переработку, поддерживает не государство, а Брюссель. Таковая политика субсидирования во всем ЕС…
И крупные хозяйства, и маленькие
Фермер не согласен и с теми, кто считает, что в Латвии нужно делать ставку в сельском хозяйстве только на крупные объединения или, наоборот, только на маленькие хозяйства. Пусть будут и те, и другие, а жизнь сама определит, кто из них жизнеспособен:
— Например, и с гектара можно собрать вполне приличный урожай картофеля — до 20 тонн. Этого вполне достаточно, чтобы весь год снабжать картофелем кафе или ресторан. У нас много говорят о немецком опыте в сельском хозяйстве. Так вот, как раз там такая форма сельхозпроизводства распространена…
Чтобы картофель был вкусным
А тем, кто сетует, что картофель плохой и невкусный, г–н Иммурс советует самим заняться его выращиванием — на "шести сотках", а в особенности — на хуторах:
— Многие латыши живут и работают в городе, но и на селе у них остался хутор: гектар–другой земли. Так кто мешает хотя бы посадить картошку? И родные бы сказали спасибо, и знакомые. Хватило бы вкусного продукта всем, еще и излишки можно было бы продать…
Ваш автор, кстати, в этом году попробовал такой картофель: горожанин, у которого есть земля и который выращивает для себя, предложил весной излишки. Сложно было с хранением: в холодильник мешок не положишь, а погребов в многоэтажках нет. Но нашли выход. А вкус потрясающий — настоящая картошечка из детства!
Сам Илмарс Иммурс сейчас сосредоточился на зерноводстве, но и картошку не оставил: выращивает для близких и немного на продажу.
— Должен ее сохранять до нового урожая — до конца июня. Потребители требуют, а это главное!
Как сбить цену на картошку
Первую картошку он получил в этом году уже на Лиго. Опытный фермер рассказывает, что современные технологии позволяют в Латвии уже к концу июня быть с первой картошкой. Что касается увязки высоких цен на "второй хлеб" с уверениями торговцев, будто это связано с холодной весной и запаздыванием урожая, фермер считает, что это отговорки. Причина роста цен одна — отсутствие должной конкуренции.
— Конечно, картофелеводам выгодно держать высокие цены, но как только появится картошка из Польши, Литвы, они сразу опустятся — до 20–30 центов. Если, конечно, там будет урожай…
А теперь представим: что, если он будет там плохой или если мы отвадим конкурентов какими–нибудь дополнительными проверками, к чему призывают некоторые местные земниеки? Будем платить весь год так, что мало не покажется.
Кто не применяет химию
Коснулись мы и волнующей любого потребителя темы химии при выращивании "второго хлеба". Верно ли, что без нее, как уверяют некоторые производители, никуда? Мол, картошка будет черной, гнилой.
— Да, на больших площадях без минеральных удобрений не обойтись, — признает селянин. — Но на небольших угодьях — в полгектара–гектар, в экологических хозяйствах, на приусадебных участках — это вполне возможно. Только у продавца экохозяйства должны быть и соответствующие сертификаты…
"Мы уже писали о том, что все больше горожан покупают такую продукцию напрямую от селян — в хозяйствах. И необязательно самим ехать туда — кооперируются через Интернет, где созданы потребительские группы. Об этом же говорит и собеседник. Поэтому чистую картошку при желании можно в Латвии купить.
А как относится фермер к идее некоторых его коллег о том, что нужно поддерживать латвийскую науку, селекцию: выводить местные сорта картофеля, которых практически не осталось?
У него и тут особый взгляд.
Липовая "адретта"
— А латвийскую науку и так поддерживают. Пусть доказывает, на что способна, а рынок сам все решит. Практика показывает, что немецкие сорта более конкурентоспособны. Местная же "адретта", которую иногда спрашивают потребители, очень капризная, поэтому ее уже давно не выращивают на продажу…
А как же быть с тем, что на рынках по–прежнему пишут "адретта"?
— А на рынке могут написать все что угодно, — смеется опытный картофелевод. — Сейчас в Латвии десятки сортов, и даже специалисту по виду очень трудно отличить, что есть что. Тем более один и тот же сорт может выглядеть по–разному: многое зависит от почвы, влажности и других факторов…
Как бороться с американскими вредителями
Огородников и садоводов, занимающихся картофелем, интересует и защита картофеля от такой гадости, как колорадский жук. По словам коллеги г–на Иммурса по ассоциации Агии Краукле, для распространения колорадского жука в последние годы были хорошие условия — теплые зимы.
— Если с ним не бороться, то он перезимует и даст новое потомство — вдвое–втрое больше. Крупным хозяйствам колорадский пришелец меньше угрожает: там борются химическими средствами. Огородники действуют по старинке — собирают и уничтожают. Это малоэффективно. В магазинах есть современные препараты. Один раз опрыскайте — потом несколько лет жука не будет, — говорит она.
По словам профессора Латвийской сельскохозяйственной академии в Елгаве, долголетнего руководителя ассоциации биологических хозяйств Дзидры Крейшмане, главную опасность представляет не сам жук, а гусеницы, которые поедают ботву. Поэтому важно предупредить их появление: постоянно осматривать участок с момента появления всходов картофеля и собирать жуков и личинок. Если же гусеницы появились, то огородники могут бороться с вредителями таким нехитрым способом.
— Собрать колорадских жуков, измельчить, залить теплой водой и этим раствором полить ботву. Можно приготовить и настой полыни горькой. Высушенные растения, собранные во время цветения и мелко нарубленные, заливают водой, настаивают сутки, затем 30 минут кипятят, процеживают и разбавляют водой один к одному…
Есть еще один способ борьбы с непрошеными гостями — севооборот. Когда два года назад ваш автор был в гостях у латгальского фермера Густава Норкаклиса, он повел к картофельному полю.
— Видите: ни одного колорадского жука, а у соседей — хватает. Потому что каждый год я высаживаю картофель на новом месте. Если личинки и появляются, то питательной среды для них нет…
кстати
Те, кто полагает, что колорадский жук попал в Латвию в последние десятилетия, — заблуждаются. Родина насекомого — Америка, а в Европу он попал еще во время Первой мировой войны, в Латвию — в 1958 году, с партией привозного картофеля. Первая же массовая атака жуков на латвийские картофельные поля произошла в конце 1960–х…
Илья ДИМЕНШТЕЙН