В этот раз мы поговорим не о самой инфляции и ее причинах (об этом подробнее в другой раз), а о том, чего мы можем ожидать от правительства в решении этой проблемы. Наверное, ничего хорошего. Почему?
Мы не должны ожидать ничего хорошего от правительства по двум причинам. Они тесно связаны друг с другом, даже последовательны. Никогда не следует забывать, что политики - это живые люди, а не рациональные компьютерные программы. Поэтому психологические аспекты требуют особого внимания. Вот что сказал президент Латвии Эгил Левитс в интервью TV24 буквально на днях: "Правительство и Сейм, большинство Сейма, несут ответственность за политическую ситуацию в стране, но все должны знать и понимать, что государство не может все регулировать и решать все проблемы. Это старое советское мышление о том, что государство все уладит. Вопрос в том, что может сделать государство и что мы можем попросить у государства, т.е. у правительства?"
Если мы внимательно посмотрим на это видео, которое доступно всем, то увидим, что Левитс произносит эти слова с нехарактерной уверенностью, без малейшего сомнения. Это как повторение известной аксиомы - 2х2=4. Мы можем быть абсолютно уверены, что он ни на секунду не предполагал, что эта фраза вызовет какую-либо негативную реакцию. Если бы я сказал что-то не то, он бы удивленно пожал плечами, если бы после интервью кто-то сказал ему, что, возможно, не стоило этого делать.
Что я говорю? Я имею в виду, что в Латвии уже давно, десятилетиями культивируется идея, что "каждый сам кузнец своей судьбы", что "государство должно давать не рыбу, а удочку", и что каждый, кто ждет от государства чего-то большего, пропитан "советским мышлением". Поэтому даже сейчас, когда счета за отопление, электричество и другие услуги доводят людей до отчаяния, оправдание короткое: "Государство не может регулировать все и решать все проблемы". Это старое советское мышление...". Другими словами, чего вы ко мне пристаете, разбирайтесь сами!
Политику нельзя делать на ровном месте. Она возникает только в правильной почве. Должен быть политический запрос со стороны общества. Тот факт, что политики десятилетиями произносят подобные фразы под аплодисменты, свидетельствует об их высокой популярности у публики. Общественность до сих пор принимала такое отношение властей, фактически отстраняясь от проблем. Будет ли он продолжать это делать - другой вопрос.
Второй фактор, который не позволяет надеяться на более широкую государственную поддержку, - это то, что можно условно назвать политикой "скупости Рейрса". Эта политика, конечно, была начата еще до Рейрса, и я называю ее так только потому, что Рейрс сейчас министр финансов, который очень хорошо ее воплощает. Вульгаризированный перевод этой политики на повседневный язык звучит так: "Нет смысла давать им деньги, они все равно пойдут на это". Именно они - а не народ, население, бедные или любая другая конкретная группа. "Они" - это своего рода плебеи второго сорта, которые мешают нам - хозяевам жизни - и нарушают нашу мирную жизнь своими причитаниями.
Следует отметить, что это разделение - "мы" и "они" - чрезвычайно глубоко укоренилось в сознании нашего политического класса. Их братья и сестры из западноевропейского класса со временем научились успешно скрывать это отношение, но для нас оно проступает почти каждый раз, когда они открывают рот. Поэтому наивно ожидать, что правительство будет серьезно искать реальные решения, а не просто создавать видимость.
Правда, есть один побочный фактор, который может побудить правительство все-таки искать эти решения. Это пример других стран. Не секрет, что латвийские политики, как и "покорители" столицы, приехавшие из провинции, стараются во всем им подражать. Как они, так и мы. Поскольку цены на энергоносители выросли во всей Европе, а инфляция наблюдается не только здесь, вероятно, возникнет общая мода на "помощь нуждающимся". Тогда у нас появится хоть какая-то надежда.
Политическое прогнозирование всегда было скользким делом, но я рискну предположить, что экономические вопросы могут неожиданно оказаться приоритетными на 14-х парламентских выборах, назначенных на 1 октября, после долгого перерыва. Столь любимые политиками соломенные кукольные бои, которыми они так успешно развлекали публику, на этот раз могут оказаться мало востребованными. Возможно, общество требует от властей реальных дел, а не гладких и "правильных" разговоров.
Хотя это маловероятно, но такая возможность существует. Если это действительно так, то возможны некоторые неожиданные сюрпризы, потому что, что бы кто ни говорил об управлении пандемией, я не слышал, чтобы кто-то хвалил правительство Кариньша/Павлютса за его работу по управлению экономикой.