Высказывания Эвики Силини о паспортах стоимостью в 60 евро, которые нужны не всем, а тем, кому они нужны, они по карману, соответствуют традициям высокомерия этой партии. Как говорится, укладываются в уже существующее русло. Было бы странно, если бы Силиня вдруг начала философствовать о том, что 60 евро — это слишком дорого для многих жителей Латвии, и поэтому паспорта должны быть дешевле. Это было бы как-то противоестественно, потому что для избирателей «Единства» это недорого. Для избирателей «Единства» 60 евро — это не деньги. Так, по крайней мере, думает руководство «Единства».
В этой связи стоит вспомнить о получивших широкий резонанс в социальных сетях словах главного редактора Delfi Филиппа Ластовскиса, который отмечает, что латвийский политический слой оторвался от реальной жизни. Ластовскис подчеркивает, что абсолютному большинству жителей Латвии совершенно все равно, кто является премьером — Кариньш или Силиня. И совершенно безразлична Стамбульская конвенция и все кипение вокруг этого вопроса. У них совсем другие проблемы.
«Проблема в том, что четверть жителей Латвии подвержены риску бедности. А мы тем временем кричим о каком-то регулировании партнерства. Да, это важный вопрос для какой-то части, но на общей картинке это ошибочный приоритет. Мы забываем о людях, которым действительно нужна помощь. И что эти люди видят в своей повседневной жизни? Они видят, что министр финансов Ашераденс не знает, сколько стоит литр молока. У него даже нет догадок», — говорит Ластовскис. В оценке ситуации с ним можно только согласиться. Но в этой истории есть одно существенное НО.
Избиратель «Единства» — не та «четверть жителей Латвии, которые подвержены риску бедности». Избиратель «Единства» — именно тот, кто, как и Ашераденс, не знает, сколько стоит литр молока, и для которого, как и для Силини, 60 евро — это «нормальная» цена за паспорт. Политическая система Латвии такова, что «Единству» не нужно набрать 50% плюс один голос, чтобы прийти к власти. «Единству» даже не нужны голоса этой четверти жителей. Достаточно 173 425 голосов, как на выборах в Сейм 2022 года, или даже 56 542 голосов, как в 2018 году. Это менее 10% от общего числа жителей Латвии. Во втором случае вообще всего лишь несколько процентов.
Этим я ни на секунду не хочу оспорить легитимность власти «Единства». Латвийская политическая система является такой, и она это законно допускает. Я хочу подчеркнуть совершенно другое. Для того чтобы прийти к власти, политику в Латвии не нужно думать о той четверти жителей, которые подвержены риску бедности. Как и о той части общества, для которой 60 евро за паспорт — большие деньги. Пусть об этой части общества думают Юлия Степаненко и Валерий Агешин, считает «Единство». У нас (у «Единства») нет даже желания сидеть с ними рядом. А тем более петь их песню. «Единство» не является представителем этих слоев общества. Мы представляем «солидную», «интеллигентную» часть общества, у которой на первом месте Стамбульская конвенция и «пакет регулирования совместной жизни». Пусть те, кто считают сантимы в магазинах, голосуют за других. Бедные в одежде из секонд-хендов — это не наши избиратели.
Прямым текстом это, конечно, не говорится, но все поведение партийной верхушки является именно таким. Если так, то в чем риск? Сколько бы ни было в Латвии бедных, у нас хватает людей, которые могут причислить себя к слою богатых. Тому самому слою, которому социально близки Силиня, Кариньш и Ашераденс. Для кого они свои. И что угрожает дальнейшей успешной политической карьере этих политиков и в Брюсселе, и в Риге?
В конце первой недели июня — с 6 до 9 июня — будут проходить выборы в Европарламент. Не секрет, что Кариньш связывает свое политическое будущее с Брюсселем или, в худшем случае, с Вашингтоном (послом). Если он хочет продолжить карьеру в структурах ЕС, он должен набраться храбрости и пойти на эти выборы. Под первым номером в списке «Единства».
На этих выборах приоритетом «Единства» будет не «пакет по регулированию партнерства» и не «риск бедности четверти жителей». «Единству», как Акеле из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга, придется доказать, что эта партия до сих пор крепкой рукой способна управлять прайдом (государством). Это будут выборы, на которых латвийскому избирателю придется сказать — устраивает ли его то, что во главе государства стоят такие персонажи, как Кариньш & Co. Ответ на этот вопрос будет много значить не только для «Единства», но и для всего латышского народа и Латвийского государства. Надеюсь, что ответ будет: нет. Таких, как Кариньш, надо отправить туда же, куда Шкеле, Калвитиса и Закиса.