Мы все едины перед внешней угрозой. Правда, не все оказались в одинаковой ситуации. У одних осталась работа и зарплата, у кого-то она даже выросла, другим нужна помощь. Воплем отчаяния звучит пост Марики Розенберги в соцсетях: «Мне отказали в пособии по простою. Что делать, куда идти, чем кормить детей - не посоветовали. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Первая мысль – пора начинать продавать мебель».
А и правда, что людям делать?
Премьер Кришьянис Кариньш выразил готовность не оставить людей без поддержки. Но хорошая идея поддержать людей натолкнулась на нерушимую скалу опасений части общества, как бы в ряды получателей пособий не затесались те, кто их не заслужил. А нет ли у претендента долгов по налогам? А вносились ли за него соцвыплаты? Как у нас принято, тут же деление людей на агнцев и козлищ.
Наступил ли у латышей время, когда не мелочная зависть – как бы кто-то не получил на еврик больше, чем, по моему мнению, заслужил, - будет определять распределение помощи?
Когда общество вырастет настолько, что с радостью поможет тем, кому труднее, кто попал в тяжелую ситуацию, вместо того, чтобы хмуро цедить: поделом, сам виноват.
Общество очень разное не только у нас - во всем мире. В идеале правительства и президенты должны быть быть моральными авторитетами. У нас же много говорят о стремлении равняться на Скандинавию, но на деле получается скорее на Ульяновск.
Вот президент Эгил Левитсй призвал правительство закончить с этим морализаторством (кому, кто и сколько выплатит) и заняться реальным оказанием помощи. Это хороший шаг, но, увы, сам Левитс лишен авторитета в глазах политической элиты. Его слушают, иногда даже цитируют - если его мнение совпадает с мнением политиков. А если нет, то советы президента – что проповедь атеисту.
И в этом виноват он сам. 20 ноября 2019 года он, давая интервью ЛТВ, посоветовал Сейму разрешить противоречия в законах о финансировании здравоохрания и о госбюджете. Сейм его совет демонстративно проигнорировал, а Левитс проглотил обиду и без возражений подписал раскритикованный им же госбюджет. Так что теперь, чтобы вернуть уважение политической элиты, ему надо продемонстрировать двойную храбрость и несгибаемость. Замечательно, если бы он их продемонстрировал именно сейчас, взяв моральное лидерство в трудный для народа момент."