Главное – это нежелание богатой провинции Каталонии делиться деньгами с остальной, более бедной Испанией. По подсчетам местных экономистов, Каталония ежегодно платит за то, что является частью Испании, порядка 16-17 млрд евро. Но, с другой стороны, если Каталония станет независимой, то Брюссель уже заявил, что это не гарантирует ей автоматического членства в ЕС. А это, судя по тем же опросам, весьма волнует простых каталонцев.
Каталония не одинока в своих мечтаниях. В последние годы все активнее выступают, например, в немецких землях Баден-Вюртемберг и Бавария сторонники отделения от Германии. Понятно: это два самых богатых региона страны, и они, судя по всему, не горят желанием "кормить" немцев восточной Германии.
Они, кстати, негативно высказывались по этому поводу еще в 90-е годы. Это лишь со стороны казалось, что все немцы поголовно рады объединению Германии. А что касается тех же Баварии и Вюртемберга, то они собственно Германией, составной частью единого государства стали лишь после Первой мировой войны. А до этого на протяжении многих веков им Берлин указом не был…
Впрочем, сейчас разговоры о сепаратизме – это так, своеобразное "фи" в адрес Меркель, как и автобус с мигрантами из Баварии к офису канцлера. Но понятно, что при каждом удобном случае баварцы напомнят Берлину о том, откуда пошла есть сила ХДС/ХСС. И что кто заказывает ужин и музыку, тот и "танцует" фрау канцлерин.
Ну ладно Бавария, Каталония – это "сепаратизм богатых". Красиво жить не запретишь! А остальные что? Эксперты заметили такую закономерность: чем беднее страны, входящие в Евросоюз, тем меньше там евроскептиков и, соответственно, центробежных устремлений. Об этом говорят и недавние результаты выборов, прошедшие в некоторых восточноевропейских странах. Таким образом, как это ни парадоксально, бедность укрепляет Евросоюз.
Ну как тут не вспомнить слова Мюнхгаузена из фильма: "В свое время Сократ как-то мне сказал: "Женись непременно. Попадется хорошая жена – станешь счастливым, плохая – станешь философом". Не знаю, что лучше".
Кстати, реальный барон фон Мюнхгаузен был далеко не богат, иначе бы не отправился служить младшим офицером к черту на рога – в Россию, далекую и "варварскую", как ее честили современники барона, потомки "славных" Фомы Торквемады, Карла IX Валуа или Марии Тюдор.
Владимир Бычков.