Новости — наша работа
В конце октября 2012 года специалисты Центра анализа и выявления нарушений, действующего при Комиссии по ценным бумагам США (SEC), обнаружили в интернете любопытный видеоролик, демонстрирующий взлом сервера, принадлежавшего новостному агентству PR Newswire.
На сайте этого агентства компании США публикуют информацию для инвесторов — сообщения о важных событиях, финансовые отчеты и другие сведения, способные существенно повлиять на цену акций. Такие сведения размещаются "под эмбарго", то есть с распоряжением опубликовать их в точно назначенное время, но сама информация поступает агентству заранее.
В ролике, обнаруженном аналитиками SEC, показывалось, как можно прочитать документы, еще не опубликованные в открытом доступе. Автор видео, скрывавшийся под псевдонимом DSU, на русском языке объяснял: "Вот как выглядит страница с файлами, подготовленными для публикации. Мы выбираем файл, который хотим загрузить, и система нам его открывает. <...> Логин и пароль для доступа к этому сайту будут отправлены на адрес вашей электронной почты".
Комиссия по ценным бумагам немедленно связалась с ФБР и занялась проверкой всех сделок с акциями компаний, которые в последнее время раскрывали информацию на PR Newswire. Результат оказался печальным — практически со всеми бумагами совершались подозрительные операции накануне обнародования важной информации.
Перед хорошими новостями кто-то скупал крупные пакеты акций и перепродавал через несколько часов, когда их котировки подскакивали. А перед публикацией негативной информации неизвестные трейдеры начинали игру на понижение.
Например, в пять часов 53 минуты утра 25 июня 2012 года компания Zumiez загрузила в PR Newswire отчет о хороших результатах по итогам второго квартала. Уже через 13 минут неизвестный трейдер купил крупный пакет акций этой компании. После того как в четыре часа дня пресс-релиз был опубликован и котировки резко выросли, трейдер продал свой пакет. Его доход составил 67 тысяч долларов за десять часов.
Тем временем специалисты ФБР установили, что сервер PR Newswire был взломан с помощью трояна, спрятанного в письмах, рассылавшихся хакерами сотрудникам агентства. Чуть позже удалось установить IP-адрес компьютера, с которого отправлялись вредоносные послания, и страна, откуда исходила хакерская атака.
Ко всеобщему удивлению, это была не Россия: взломщик находился в Киеве. Им оказался Александр Еременко, известный в хакерском сообществе под ником Zlom. Хакером DSU, выложившим в Сеть видеоролик о взломе сервера PR Newswire, был еще один киевлянин — Иван Турчинов.
Связь между двумя злоумышленниками стала несомненной, когда в одном из онлайн-чатов следователи ФБР обнаружили короткое послание от Zlom, адресованное DSU: "Я хакнул prnewswire.com".
С Днепра выдачи нет
Поскольку ФБР не имеет полномочий вести расследования за пределами Соединенных Штатов, к делу подключилась Секретная служба Министерства финансов США, которая обратилась к спецслужбам Украины с просьбой о помощи в задержании хакеров. За Турчиновым и Еременко установили слежку, а в ноябре 2012 года — арестовали.
В ноутбуках хакеров обнаружились тексты сотен украденных пресс-релизов, а также электронные адреса сотен клиентов в США, покупавших инсайдерскую информацию. Все эти сведения украинцы передали за океан.
Больше всего ФБР и Секретную службу заинтересовал главный покупатель ворованной информации — баптистский пастор Виталий Корчевский, эмигрировавший в США с Украины после развала СССР. Он не только использовал сведения из украденных пресс-релизов для игры на бирже, но и перепродавал инсайдерскую информацию своим прихожанам, которых приобщил к спекуляциям с ценными бумагами.
Летом 2015 года Корчевского арестовали в США по обвинению в инсайдерской торговле и получении незаконного дохода в размере 17,5 миллиона долларов. Впрочем, уже осенью того же года его выпустили под залог в 2,2 миллиона долларов.
А Иван Турчинов и Александр Еременко даже не предстали перед судом: дело против них на Украине прекратили. "От ментов он попросту откупился, — рассказал один из знакомых Турчинова журналу Wired. — Правда, не деньгами. Он отдал им свою коллекцию часов, а она тянула на полмиллиона. Дом тоже отдал. Даже до "бентли" дошло. А потом они ему заявили: теперь ты работаешь на нас, а иначе отправишься в США".
В результате, по информации издания, Иван Турчинов продолжил красть пресс-релизы из американских новостных агентств — не только PR Newswire, но и аналогичных ему Business Wire и Marketwired. Только отдавал их новым кураторам из украинских спецслужб, а те уже сами перепродавали трейдерам.
Бедный Эдгар
Александр Еременко после прекращения уголовного дела нашел нового делового партнера: в октябре 2015 года он вместе с еще одним хакером Артемом Радченко зарегистрировал в Лондоне компанию Benjamin Capital Group. Их мишенью стала ни много ни мало Комиссия по ценным бумагам США.
Для взлома SEC мошенники использовали старый трюк с рассылкой сотрудникам учреждения электронных писем с вредоносными вложениями. Так и не удалось выяснить, кто именно запустил вложенный файл и открыл злоумышленникам доступ к EDGAR — учетной системе, где хранится информация о корпоративных событиях всех компаний-эмитентов США.
В итоге хакеры получили доступ к 157 корпоративным отчетам о прибыли, которые еще не были представлены публично.
Доступ к такой информации открывал огромные возможности для наживы: по данным следствия, один из вовлеченных в схему трейдеров заработал 270 тысяч долларов всего за один торговый день. Другая сделка принесла группе Еременко 307 тысяч долларов за сутки.
По оценкам Комиссии по ценным бумагам, всего на инсайдерской информации, похищенной украинскими хакерами, недобросовестные трейдеры заработали около ста миллионов долларов. Но это лишь то, что удалось установить точно: реальная сумма, вероятно, во много раз больше.
ФБР назвало деятельность группы Еременко крупнейшим компьютерным мошенничеством в истории. Сейчас выявлено более ста человек, занимавшихся инсайдерской торговлей с использованием информации, купленной у хакеров. Пока дела возбуждены в отношении 20 физических и 42 юридических лиц.
Обвинительное заключение против Александра Еременко и Артема Радченко включает 16 пунктов, в том числе компьютерное мошенничество, мошенничество с ценными бумагами и преступный сговор.
Дело украинских хакеров заставило Комиссию по ценным бумагам заняться созданием системы инсайдерского мониторинга, включающей базу данных обо всех 58 миллиардах сделок, совершаемых ежедневно на биржах США, а также сведения о заключавших их трейдерах (номера социального страхования, даты рождения и прочее). Запуск системы намечен на ноябрь.